Любовь или любoff?
17.01.2014 4871 5.0 0
Любовь или любoff?

27 декабря 2013 года «Авторский театр» отметил свой пятилетний юбилей. Вышедший чуть раньше спектакль "Я люблю любовь" - подарок театра самому себе, зрителям, дань уважение перед прозой Светланы Алексиевич и неустанное желание говорить о человеке.
Героини Елены Соломоновой и Инны Степановой, точнее их сердца, встречаются в условном пространстве - Судаке, курортном городке, в котором любовная энергия аккумулирует сама по себе. Каждая женщина относится к разному поколению: одна родилась в 1936 году, другая - в 1973. Тридцать семь лет разницы - ничто, когда разговор идет о чувствах. Конечно, эти люди сформировались под влиянием разных эпохальных исторических событий, не только вкусы и характеры - само восприятие жизни различно. Но, тем не менее, им удается услышать друг друга. На первый взгляд кажется, что главное, что отличает двух героинь - это отношение к любви. Одна называет любовь космическим чувством, для другой это - любoff. Растворение в чувстве и иронический скепсис – лишь две разные стороны одного и того же. Ведь известно, что циник – это разочаровавшийся романтик.

Героиня Елены Соломоновой говорит об упоении собой, персонаж Инны Степановой называет это другими словами "я люблю себя". Для одной счастье связано с постоянным чувством влюбленности, для другой - с свободой и одиночеством. Первая - готова страдать, вторая - хочет пребывать в спокойствии. Героиня Елены Соломоновой научилась хранить всю сладость воспоминаний в себе, возвращаться к ним, не испытывая горечи оттого, что они в прошлом. Героиня Инны Степановой не любит вспоминать, потому что это приносит ей боль, а не радость. Нельзя сказать, что кто-то из героинь умеет любить, а кто-то – нет. Они, каждая по-своему, живут с любовью в сердце.
Инсценировка сделана по книге Светланы Алексиевич "Время секонд-хенд". Книга рассказывает о мыслях и надеждах людей, встретивших перестройку. Предыдущий спектакль «Авторского театра» "Зачарованные смертью", тоже созданный по этой книге, отвечает поставленным автором задачам. Чего нельзя сказать про премьерный спектакль, который выходит за рамки советского дискурса. Да, нынешнее поколение - прямые наследники прошлого, и многие люди сейчас скорее похожи на героиню Инны Степановой, практичные и результативные - успешных мечтателей, каким был Великий Гетсби, все меньше и меньше. Но не о результатах деформации, оказанной на советских людей, рассказывает этот спектакль, а о чувстве любви, существующем вне исторического контекста.

Монологи актрис переплетаются, как переплетаются их руки, сжимающие в объятьях друг друга. Эти плавные и страстные прикосновения содержат экстракт любви, всю квинтэссенцию чувства. И каждая из героинь начинает понимать другую именно тогда, когда безмолвие окутывает их беседу, когда каждая углубляется в собственные переживания, не анализируя их, а отдаваясь им всем душой. Елене Соломоновой эта роль ставит большие сценические задачи: актрисе необходимо соединить гармоничное начало с хаосом сумасшествия желаний, упоение, взрывающееся тоской о любви, а также живописать человека, прошедшего сталинские лагеря и сделавшего ее другой. Инне Степановой предстоит явить женщину, изломанную от постоянно взращиваемой практичности, и нарисовать образ другого мужчины - роскошного, самолюбивого и малодушного одновременно. Так из монологов двух актрис вырывается целая толпа людей с разными судьбами, и все они начинают незримо присутствовать в спектакле.
Двум голосам удается создать многоголосие спектакля, но при этом ощущается напряженность, с которой героини переходят от одной истории к другой. Происходит это потому, что женщины - чужие друг другу и им довольно непросто установить то взаимопонимание, что присуще откровенному разговору по душам. В этом спектакле режиссер Олег Дмитриев тоже говорит по душам, совершая огромный прыжок в пространство неизведанного, предпринятый ранее в «Подростке». Он затеивает разговор о любви, с одной стороны ничем не примечательной и похожей на чувство миллионов, но в то же время особенной для каждого.
Елизавета Ронгинская
Фото Виктора Васильева.

Теги:Авторский театр, Елизавета ронгинская

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика