Свою жизнь в искусстве Хепберн прожила великолепно. И не только потому, что ее двенадцать раз номинировали на "Оскара" и что у нее на камине стояли четыре заветные статуэтки.Эти и иные почести и награды были всего лишь хвостом кометы, промелькнувшей на кинонебосклоне и, согласно механике движения небесных тел, неизменно возвращающейся в поле нашего зрения.
Кэтрин Хьютон Хепберн родилась в семье зажиточной и прогрессивной. Отец ее, Томас, был известным хирургом и новатором в лечении венерических болезней; мать, тоже Кэтрин, была суфражисткой и проповедницей права женщин на аборты. Только в своей автобиографии "Я" Хепберн раскрыла подлинную дату своего рождения - 12 мая 1907 года. До автобиографического откровения официальной датой рождения актрисы считалось 8 ноября 1909 года. Хепберн пишет, что это не было обычной женской хитростью. Фиктивную дату рождения она взяла в память брата Тома, который трагически погиб, упав со стропил их дома в Нью-Йорке. Кэтрин была первой, кто обнаружил бездыханное тело мальчика...
Окончив в 1928 году обучение в колледже "Брин Мэвр", Хепберн стала пробовать себя на актерском поприще, играя в маленьких непостоянных труппах. Дебюты были, как правило, провальными, но это нисколько не пошатнуло самоуверенности начинающей актрисы. Позже она иронически замечала об этом периоде своей жизни: "Единственное, чего я ужасно боялась, так это того, что стану знаменитой".
"Страхи" Хепберн быстро оправдались. Ее заметили в роли Антиопы в греческой драме "Муж-воитель". Она была неотразима, спускаясь с театральной лестницы и неся на плечах "убитого оленя". Заметил Хепберн не только Бродвей, но и Голливуд. На экране она дебютировала в 1935 году в фильме "Закон развода", в котором сыграла вместе с Джоном Бэрримуром, тогдашним первым героем-любовником Голливуда. Фильм оказался судьбоносным для Хепберн, поскольку его режиссером был Джордж Кьюкор, который стал ее ближайшим другом и ментором, а впоследствии снял ее во многих фильмах.
Звезда Хепберн взошла на удивление быстро. Первого "Оскара" ей принес ее третий фильм "Утренняя слава", в котором она сыграла наивную начинающую актрису Еву Ловлас, проходящую жестокую школу выживания в мире кулис. Три остальных "Оскара" Хепберн получила за картины "Догадайся, кто придет к нам на обед", "Лев в зимнюю пору" и "На золотом пруду". Показательно, что Хепберн ни разу не участвовала в церемониях вручения "Оскаров" и лично не принимала заветно-победных бесполых статуэток. Кэтрин была девушкой с характером. На склоне лет Хепберн, вспоминая о начальных годах своей карьеры, говорила: "Я родилась в богатой семье. У меня были деньги. Я не была бедняжкой. Я не знаю, что получилось бы из меня, если бы мне пришлось, перебравшись в Нью-Йорк, зарабатывать на жизнь в качестве официантки или еще кого-нибудь. У меня были все преимущества, и я оказалась удачливой. Я должна была быть такой".
Большую роль на начальном этапе карьеры Хепберн играл ее муж. Согласно легенде, она была одинокой женщиной, посвятившей всю свою жизнь Спенсеру Трейси, который так и не смог порвать с нелюбимой женой. Но в действительности все обстояло несколько иначе. В 1928 году Хепберн вышла замуж за богатого пенсильванца Лэдлоу Огдена Смита. Она тут же заставила своего новоиспеченного супруга расстаться с фамильным окончанием Смит, ибо не хотела, чтобы ее имя и фамилия звучали трафаретно. Дальше - больше. Молодожены сначала разъехались, а затем - в 1934 году - разошлись, но остались добрыми друзьями. Они купили таун-хаус в Черепашьем заливе на Манхэттене, который стал затем ее собственным домом. Уже на склоне лет Хепберн стала казнить себя за жестокое отношение к мужу. В одном из интервью она говорила: "Я вела себя по отношению к Лэдди как абсолютная свинья. А он был сущим ангелом. Я-то раньше думала, что это я - ангел, а оказалась свиньей... Мне было страшно одной в Нью-Йорке, и в 1931 году мы купили дом. Но как только я получила "Оскара", я тут же отделалась от Лэдди. Много лет спустя, незадолго до его смерти, я попыталась хоть как-то загладить тот ужас, который навлекла на него. Он был духовно щедрым и не считал годы, проведенные со мной, ужасными. Он говорил, что я всего лишь "дико амбициозный ребенок".
Бедняга Лэдди был очень недалек от истины. Хепберн и впрямь была "дико амбициозным ребенком". Вот почему в первый период своего творчества, получив признание у зрителей, она находилась в весьма сложных отношениях с критиками и особенно критикессами, которым претил ее своевольный нрав и интеллектуализм. Они предпочитали пышногрудых "бимбо-блондинок", над которыми можно было подшучивать с "эстетического высока". С Хепберн подобные номера не проходили. К тому же она все решительнее становилась хозяйкой своей артистической карьеры, что было абсолютно немыслимым в те годы, когда судьбы кино вершили "Великие моголы" - студийные боссы.
Все началось с "Филадельфийской истории". Пьесу написал драматург Филип Бэрри, смоделировав свою героиню Трейси Лорд под Кэтрин Хепберн. Пьеса имела гомерический успех на Бродвее. С помощью эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, с которым у нее был мимолетный роман, Хепберн купила права на экранизацию "Филадельфийской истории". С этими правами она пришла к "Великому моголу" студии "Метро-Голдвин-Майер" Луису Майеру и начала качать уже иные права. Ультиматум Хепберн гласил: "Роль Трейси Лорд буду играть я, режиссером будет Джордж Кьюкор, а мужьями - Спенсер Трейси и Кларк Гэйбл". Майер аж дара речи лишился: актеры не смели говорить с ним подобным образом. После долгих препирательств Хепберн получила главную роль и Кьюкора; но вместо Трейси и Гэйбла ей пришлось "довольствоваться" Кэри Грантом и Джеймсом Стюартом, что, согласитесь, тоже неплохо.
История повторилась вновь, когда Хепберн пришла к Майеру со сценарием фильма "Женщина года" - о романтической связи политической обозревательницы и спортивного репортера. На роль последнего она потребовала Спенсера Трейси, с которым до того не была даже знакома. И на сей раз она получила его. "Женщина года" (1942) с триумфом прошла по экранам Америки. Романтическая связь актеров вскоре перестала быть лишь экранной. Их любовная история длилась 27 лет, но в отличие от девяти фильмов, в которых они вместе снялись, хеппи-энда она не имела.Семейная жизнь Спенсера Трейси была сущим адом. Но ради двух детей он не шел на развод. Однако и совместная жизнь с Хепберн не была сплошным раем. В те годы в Голливуде царил, если можно так выразиться, сексуальный маккартизм. Уже вошел в силу этический кодекс, согласно которому актер и актриса не могли лежать в одной кровати, даже если по ходу фильма они играли мужа и жену. Еще круче этот кодекс соблюдался в жизни. Вспомним остракизм, которому Голливуд подверг Ингрид Бергман, когда она родила ребенка от итальянского кинорежиссера Роберто Росселини, будучи его любовницей, а не женой.
Конечно, роман Хепберн с Трейси был в Голливуде секретом Полишинеля. Тем не менее влюбленные никогда не афишировали своей близости. Целых 27 лет, вплоть до кончины Трейси в 1967 году.
В жизни Спенсер Трейси был не подарком.В любви к нему со стороны Хепберн была изрядная доля мазохизма. "У меня к нему было какое-то уникальное чувство, - писала Хепберн. - Я была готова сделать для него все, что угодно. Я любила Спенсера, и поэтому его интересы, его требования были для меня на первом плане. Это было нелегко для меня, тем более что сама я была "я, я, я" личностью". Хепберн считала Трейси неотразимым и сложным человеком. Но вот его игру она характеризовала как "нутряную, земную, как готовые для еды мясо с печеной картошкой". А о своей говорила: "Я была подобно французскому замысловатому десерту. Хотя и мне хотелось быть мясом с картофелем". Но именно на контрасте между земной "картошкой" и замысловатым "французским десертом", на их кажущейся несовместимости зиждился экранный эффект дуэта Хепберн-Трейси.
Скрытная, не любившая паблисити и массмедиа Хепберн заговорила о своих отношениях с Трейси только после смерти его жены Луизы в 1983 году. Она описала их в своих мемуарах, ставших бестселлером; она рассказала о них в автобиографическом телефильме.
У Хепберн до Трейси были романы.Были в ее жизни бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и колосс американского кино режиссер Джон Форд. После Трейси у нее уже никого не было. Он исчерпал до дна ее любовный источник.
Но исчерпать до дна ее творческий источник было невозможно. Уже после кончины Трейси Хепберн сыграла в фильмах "Лев в зимнюю пору" и "На золотом пруду". Обе эти картины принесли ей "Оскаров". Творчество Хепберн не знало, что такое старость.
Из Голливуда Хепберн, как бумеранг, возвращалась на Бродвей, с экрана - на сцену. Она играла во многих драмах Шекспира в Стрэтфорде, штат Коннектикут, на Бродвее в "Миллионерше" Бернарда Шоу (1952), а в 1969 году, в возрасте 62 лет, выступила как певица-дебютантка в мюзикле Алэна Джея Лернера "Коко", создав образ знаменитой королевы дизайна Коко Шанель.Хепберн родилась и воспитывалась в семье с сильной жизненной закваской янки, где каждое утро принимали холодный душ, а ровно в пять вечера пили чай. Она была цельной натурой, как каноническая скала Гибралтара. Ее партнер по четырем романтическим комедиям Кэри Грант говорил: "Кэтрин самая честная женщина, которую мне доводилось встречать". Да, честность и прямота были для Хепберн религией. А в Бога эта дочь хирурга и суфражистки не верила. "Я атеистка, и все тут, - писала она в автобиографии "Я". - Я верю лишь в то, что в мире должна быть доброта друг к другу и мы должны делать для людей все, что в наших силах".
У ее ног был весь мир, но она сама меняла спустившуюся покрышку своего автомобиля. Некоторые принимали это за снобизм и гонор. Ее даже величали "Екатериной заносчивой". Но сама она говорила так: "Я не заносчива. Просто в моей голове здравый смысл, а в сердце - любовь к свободе и отсутствие страха". К тому же она была бунтаркой и ненавидела все посредственное.
Кэтрин Хэпберн скончалась 29 июня 2003 года, в возрасте 96 лет, в своём доме в небольшом прибрежном городе Олд-Сейбрук (штат Коннектикут, США).
1 июля 2003 года театральный Бродвей погасил огни. В знак траура по Кэтрин Хепберн. Так было много лет назад на лондонском Вест-Энде, когда закатилась звезда Вивьен Ли...