Кадр из к/ф «След в океане» (1964)
Юрий Игнатьевич Дедович - советский актёр театра и кино, театральный педагог. Заслуженный артист РСФСР (1991г.). Окончил ВГИК (1958г.). Играл преимущественно сильных и мужественных персонажей. Лучшие роли в приключенческих фильмах: Илья Трофимов «Всадники революции», Яков Корешников «Здесь проходит граница», Крутояров «Кто был ничем» и «Тот станет всем», Заяц «Государственная граница. Мирное лето 21-го года» и другие. Лучшие работы также включают роли: Виктора Кондратьева «След в океане», Александра Строгова «Удар! Ещё удар!», Кузьмичёва «Рождённая революцией», Добрынина «Людмила» и другие.
Кадр из к/ф «Здесь проходит граница» (1971)
- Юрий Игнатьевич, у Вас было более ста ролей в кино. Главные роли во всемирно известных фильмах. Такой большой опыт. А Вы сумели не возгордиться и не подхватить так называемую «звёздную болезнь». Как это у Вас получилось?
- Беда многих актеров в том, что скромности, так сказать, люди не знают. Сколько я знал ребят. Неплохие ребята вроде, но сыграют в нескольких эпизодах или в небольших ролях, и всё- считают себя мастерами. Особенно молодые. Только что-то сыграют - и уже «звезда». А кино – жестокая, очень жестокая штука. Можно сняться в какой-то одной роли и сразу стать известным. Можно много сниматься и, какая-нибудь простая роль, спустя годы труда, вдруг сделает тебя известным. А завтра нет ролей для тебя, не тот типаж или ещё что. Но бывает и так, что никогда ты не будешь популярным и известным. По этим причинам многие ушли из актерской профессии, умерли от алкоголя и наркотиков.
- А что Вам помогло удержаться от соблазна тщеславия?
- Я никогда не считал себя самым мудрым, самым талантливым и особенным. Если человек умеет думать, здраво анализировать все, что происходит в жизни, он всегда будет стремиться познать что-то ещё. Важно никогда не ставить себя выше других.
Я снимался в Москве, в Минске, в Киеве, в Душанбе, (на всех киностудиях СССР). Я встречался с очень многими актёрами и наблюдал это годами. Главное - на чужих примерах делать свои выводы.
- Вы с 2016 года не снимались в кино, хотя предложения были. По какой причине?
- Я считаю так, если я посвятил свою жизнь кино, и меня зовут сыграть, пусть даже маленький эпизод, это честь для актёра. И эпизод - интересная штука. В небольшое экранное время постараться что-то сделать по-настоящему яркое – непростая задача.
Но важно ещё - кто предлагает, у кого ты снимаешься, что за картина, какой сюжет. Если режиссёр не понимает главной задачи своей работы, а снимает фильм ради съёмок, это пустота.
- То есть, Вы просто ради заработка не соглашались играть? У Вас свой принцип на этот счет?
- Да. Особенно, в последнее время, я стал так разборчив. Ужасно, конечно, когда в 90-х начался весь этот кошмар в искусстве. Расформировали студию киноактера, всех творческих работников лишили работы и заработка. Я, даже, какое-то время работал охранником в магазине. Потом, правда, мне предложили преподавать актерское мастерство в Университете кино.
- Вопрос, как раз от студентов, которые сегодня учатся актерскому мастерству: «Чего нельзя допускать в мыслях и в поведении тому, кто хочет добиться многого в актерской профессии? Какие ошибки нельзя допускать начинающим актерам?».
- Если человек решил себя посвятить этой профессии, то надо любить всё то, из чего она складывается. Это в любой профессии так. На протяжении всей жизни надо стараться узнавать ещё и ещё (любые мелочи и тонкости). Никогда, ни в коем случае, нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо много читать и наблюдать. Время меняет жизнь. Это надо чувствовать. Учиться никогда не стыдно и не поздно. Узнать что-то новое – это всегда приятно. Наш мастер (С.А.Герасимов) говорил так: «Первокурсники чувствуют себя народными артистами, к диплому они уже заслуженные, а когда выпускаются, то выясняется, что они ещё ничего не умеют». Если есть желание и опытный педагог, надо учиться и показывать себя, не бояться и не стесняться. Очень важно, когда есть поддержка и оценка профессионала. Плохо, когда например, в театре играешь на протяжении долгого времени одну и ту же роль. Невольно появляются штампы. Так актер теряет ценность настоящей игры.
Сегодня, к сожалению, студенты ничего не читают, мало интересуются искусством, о кино даже ничего не знают. Идут в профессию и не знают ни именитых режиссеров, ни талантливых актеров, ни великих произведений. Надо регулярно ходить в театры, смотреть наши советские фильмы. Ну, и конечно, сегодня мало учебных часов дают при обучении. Как можно научить чему-то студентов за полгода? Рассказать о профессии можно, разбудить как-то их фантазию, сыграть этюдики, можно научить каким-то штампам. А вот заставить человека играть и чувствовать, что он играет, нельзя. Актерскому мастерству надо учиться годами. Единицы представляют из себя творческий организм. Примерно 95% студентов не занимаются учебой должным образом. Что они будут делать после окончания? Сыграть хорошо в кино, они вряд ли смогут. Они не знают элементарных основ драматургии. Я помню, давал список литературы своим студентам, который необходимо было прочесть им. Из всего курса только одна девушка что-то там прочитала. Остальные ничего не читали. Не знают ни Ремарка, ни Мольера, ни Гюго, Толстого не знают! Зачем они учатся в таких заведениях, - я не понимаю. Шли бы просто в массовку. Особенно на режиссерский факультет должны идти люди уже зрелые и с каким-то жизненным опытом.
- А есть интересное событие из Вашего студенчества, которое оставило яркое впечатление на всю Вашу жизнь?
- У меня был друг на режиссерском факультете – Алексей Салтыков (он снял известные фильмы «Председатель», «Бабье царство» и др.). Он всегда был очень требователен к себе, и его так всегда беспокоило то, что он еще чего-то не знает. С ним у меня была связана очень забавная история. Мы учились на четвертом курсе ВГИКа. У нас была преддипломная работа. Делали мы спектакль «Казаки». Нужно было сделать что-то такое на сцене, чтобы заиграла вся композиция, нужна была какя-то особенная декорация. И вот никто тогда не сделал то, что сделал он. Алик подходит ко мне и говорит: «Завтра у нас нет репетиций. Я заеду к тебе в общежитие часов в пять утра, мы сядем на электричку и поедем за город. Надо будет сделать одно важное дело для спектакля».
И вот мы на следующий день поехали. Ехали долго. Вышли на платформу в каком-то лесу. Кругом никого. И Лёша повел меня к какому-то озеру. Пришли. Перед нами небольшое озерцо метров 50 в диаметре, скорее большая лужа. А посреди этой лужи торчит под наклоном здоровенное колесо от утопленной повозки. Лёша достает из сумки пилку по металлу и говорит: «Будем пилить. Нам нужно это колесо для спектакля!»
Я говорю: «Ты сумасшедший!». Но у него так сверкали глаза, он так был увлечен этой идеей, что я, как друг, не мог просто бросить его одного. И мы подплыли к этой повозке, и давай по очереди пилить ржавую ось. Стерли до крови руки. Но все же, спустя 4 часа отпилили это полутораметровое колесо весом 200кг. Кое-как вытащили его на берег. Перекусили. И потом еще 2,5 км тащили это колесо до станции. Погрузили его в электричку, и в Москву. Ну, а потом катили его по улице до Института. На нас все смотрели, как на идиотов. Когда завхоз увидел нас с колесом, он чуть не заплакал: «Куда?!». Мы занесли его в мастерскую и упали на него от усталости, и не могли встать часа полтора. Но декорации получились шикарные. Когда мы выстроили арбу, это произвело большое впечатление на всех. И вот прогон. Открывается занавес. Герасимов долго не отрывая глаз, смотрел на нашу арбу. Он был шокирован. Когда закончилась сцена, Герасимов совершенно озадаченный подходит и говорит: «Леша, где ты в Москве взял такую деталь?». Салтыков не хотел рассказывать всю нашу эпопею. Это уже я, потом на курсе, поделился нашими приключениями. И все лежали просто в слезах от смеха. Вот пример молодого человека, который был подготовлен к профессии режиссера.
Было много и веселых и грустных историй в институте.
Кадр из к/ф «Косолапый друг» (1959)
- А когда снимались в кино, какое самое яркое и казусное событие случилось в Вашей жизни?
- Каждая картина - это целая жизнь. Чего только не происходит на съемках. У меня было много интересных историй. Об этом можно рассказывать недели и снимать отдельное кино. Помню, была одна картина. Пусть она была не такая уж гениальная, простая, но о цирке. Называлась она «Косолапый друг». Чего в ней только не происходило. Съемки проходили в сочинском цирке. Я тогда познакомился с Владимиром Дуровым. Помню, с большим удовольствием общался с животными и знакомился с их повадками. Так же учился выполнять трюки с гимнастами, акробатами. Главный герой в той картине был знаменитый потом на весь мир медведь Гоша. Это был очень талантливый легко обучаемый зверь. Он так нас смешил и устраивал такие представления, ну просто уму непостижимо. Приближался день Октябрьской революции. Администрация города попросила нас выступить с каким-то особенным номером на демонстрации. На центральной улице поставили трибуну. Мимо нее шли демонстранты. Завершать шествие должны были цирковые артисты с различными трюками. Решили мы нашего медведя Гошу посадить на мотоцикл, чтоб он сам ехал на нем. Он очень любил ездить на мотоцикле на арене цирка, хорошо держал равновесие. И вот - впереди поехал дрессировщик, потом Гоша и за ним я. Едим, значит. Вдруг, за 50 метров до трибуны, Гоша сворачивает на боковую улицу к вокзалу. Дрессировщик, с гордо поднятой головой, так и поехал прямо. Я, естественно, за Гошей. Потому что, если он спрыгнет с мотоцикла, а там люди идут по улице. Он хоть и в наморднике, но когти-то нормальные, задерет еще. Кричу ему, чтоб остановился, а он едет и едет. Я не могу его никак догнать. Потом уже спрыгнул с мотоцикла и бегом к нему. Догнал, схватил его за ошейник, а он возмущается, рычит, смотрит на меня злобно. Было страшно. Но тут уже подъехал дрессировщик, который нас потерял, цирковой грузовик, рабочие. Гошу погрузили и отвезли в цирк. Слава богу, что всё обошлось. Ведь если б он разозлился, была бы беда. Мы, впятером бы его не удержали. Вот такая забавная история.
Вообще, мир кинематографа – очень интересный.
- Как Вы оцениваете себя во всем, чего Вы добились?
- А к себе я никогда серьезно не относился. Наверное, поэтому у меня было много друзей и столько всего в жизни.
Интервью: Наталья Цветкова-Карнович