Судьба модели Кустодиева
07.03.2023 7906 0.0 0

  Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год.


Весной 1919 г. в Петрограде была устроена большая художественная выставка. Самой заметной картиной на выставке, ставшей потом одним из наиболее известных полотен русских художников XX века, была картина Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха за чаем». В голодном Петрограде, среди разрухи и хаоса революции и Гражданской войны зрителям была представлена изумительной красоты картина, воспевающая богатую, мирную, спокойную жизнь ушедшей России. Красивая, пышная дама – молодая купчиха – занята мирным, беззаботным чаепитием за столом, уставленном яствами, на фоне тихого провинциального города под голубым небом. Яркое, сочное живописное полотно «русского Тициана» (слова искусствоведа Г. Лукомского) – бесспорный шедевр отечественного искусства. Картина побывала на нескольких выставках, в т.ч. в Берлине и Венеции, и заняла почетное место в Русском музее. В рецензии на одну из выставок с ее участием (берлинский журнал «Жар-птица») писалось: «ярким пятном горит на выставке своей «Купчихой за самоваром» лишь Б.М.Кустодиев, но уж такова сила его палитры».
Героиня картины – голубоглазая молодая красавица с многозначительным лучистым взглядом, с исключительной любовью и нежностью изображенная художником, вполне может претендовать на звание «русской Моны Лизы».    
Жанровые работы Кустодиева, как правило, с придуманным сюжетом, городские пейзажи – условные, собирательные, но женские образы, его многочисленные красавицы всегда имели реальных прототипов. С этой целью ему позировали  женщины из ближайшего окружения: знакомые, домработницы, даже дочь. Моделью для «Купчихи за чаем» стала молодая девушка, соседка по дому в Петрограде на Введенской ул., 7, первокурсница мединститута Галина Адеркас. Она жила двумя этажами  выше Кустодиева и удивительно подходила под «стандарты» кустодиевского женского образа – полная, молодая, миловидная. Она охотно согласилась позировать мастеру, и очень гордилась этим.
Описание «модели» оставил в своих воспоминаниях (1973 г.) Н.Л.Бубличенко, ее сверстник и также сосед по дому. Он запомнил ее «стройной, светлой шатенкой с румяным, очаровательным круглым личиком».  «А вышла [на картине] первостатейная, дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами, и красивая пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная» .  Художник выполнил эскиз для картины, портретную зарисовку Адеркас – прекрасное завершенное самостоятельное произведение.     
Бубличенко подчеркивал, что в картине было сохранено удивительное портретное сходство: «даже в таких, кажется, мелочах, как поворот головы с легким наклоном и оттопыренный мизинец правой руки, держащей блюдце. В конечном итоге – это и [жанровая] картина и портрет. Неоднократно такой художественный прием можно встретить в работах Бориса Михайловича…»
Автор воспоминаний вместе с детьми художника дружил с Галиной. Он вспоминал также, что сын художника Кирилл, разбирая архив отца, показывал ему «небольшой рисунок – набросок Гали Адеркас лежащей». И добавлял: «Говорила об этом Галя и мне: «Не считаю стыдным позировать художнику раздетой». Рисунок очень скупых линий, ничего «купеческого» в нем не было». О судьбе этого рисунка он ничего не знал. В литературе имеются упоминания о рисунке Кустодиева под названием «Лежащая натурщица». Однако он датирован 1915 годом, т.е. сделан с другой модели.
«Как сложилась судьба натуры – Гали Адеркас, - пишет Н.Л.Бубличенко, - не знаю. Институт она не смогла кончить и как-то незаметно исчезла из дома… Кажется, она круто повернула свою жизнь и стала артисткой». Ничего не говорится о судьбе Адеркас и в опубликованных воспоминаниях дочери и сына художника, нет никаких сведений о ее дальнейшей жизни и в обширной литературе, посвященной Б.М.Кустодиеву.

  Б.М.Кустодиев. Эскиз к картине «Купчиха за чаем» (портретная зарисовка Г.Адеркас).


Несколько лет назад небольшая биографическая статья об Адеркас появилась в Википедии. В статье сообщается, что она действительно была артисткой, певицей - меццо-сопрано. Приводится ее фамилия по мужу – «Богуславская» (как потом оказалось, Галина называлась другим написанием фамилии, больше используемым мужем – Бугославская). К сожалению, статья содержит много ошибок и разного рода несуразиц, основывалась она, видимо, больше на домыслах автора. Несуразицы из этой статьи, к удивлению, получили широкое распространение, бездумно повторяются авторами многих материалов в Интернете (ниже некоторые из них мы  прокомментируем).
Поиск печатных публикаций с помощью электронных каталогов и оцифрованных изданий обнаружил целый ряд упоминаний певицы Галли Адеркас. Так, в адресной книге «Вся Москва на 1929 год» сообщался адрес, по которому проживала артистка Московского театра камерной оперы Г.В.Адеркас, но в основном это газетные сообщения о концертах с ее участием в разные годы.  Самое первое такое сообщение подсказал электронный каталог Ленинки, указав книгу, изданную в нашем городе – Вологде. В книге «Музыкальное образование в Вологде…» сообщалось, что в январе 1940 года в городе проходила Декада советской музыки, в афише которой указывались и Г.В.Адеркас, и С.А.Богуславский.
В газетных извещениях в 1940 году о концертах с участием Адеркас отмечалось, что она была артисткой Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Фонд этой организации (впоследствии называвшейся «Росконцерт») находится в Рос.гос.архиве литературы и искусства. Обращение в РГАЛИ увенчалось успехом: там хранится личное дело Адеркас Галли Владимировны , с которым мы получили возможность ознакомиться. Личное дело, созданное в 1939 году, включает содержательные личный листок по учету кадров, автобиографию и др. документы. Появилась возможность изложить вехи биографии нашей соотечественницы, послужившей прототипом героини знаменитой картины.

Дом, в котором жил с 1915 по 1927 год и умер художник Б.М. Кустодиев (Введенская ул., д. 7, лит. А). Художник Борис Михайлович Кустодиев, его жена Юлия Евстафьевна, дети Кирилл и Ирина и брат художника Михаил жили в квартире № 50. Фото 1936 года.


Галина Адеркас родилась 22 июля 1899 года на Дальнем Востоке в г. Никольске-Уссурийском, который на момент составления личного дела назывался Ворошиловском, а сейчас называется Уссурийском. В графе личного листка «соц. происхождение» она указала «бывшее сословие (звание)» отца – чиновник, и его основное занятие до Октябрьской революции – служащий. Чиновник Владимир Адеркас, видимо, оказался на Дальнем Востоке в связи с образованием нового города: Никольск был образован лишь в 1898 году во время железнодорожного строительства.
Адеркасы – остзейский дворянский род ливонского происхождения. Наиболее известный представитель этого рода – Б.А.Адеркас, который был Псковским губернатором в период михайловской ссылки А.С.Пушкина, формально осуществлял надзор за ним и стал исполнителем указания царя об освобождении поэта. Авторам интернет-материалов очень полюбилось называть Адеркас «баронессой». Однако для этого нет никаких оснований. Адеркасы относились к нетитулованным дворянам, ни баронский, никакой другой титул не носили. Естественно, в документах, создававшихся в 1939 г., о своем дворянском происхождении Адеркас не упоминает.
В графе «основное занятие родителей после Октябрьской революции» она записала: «отец умер, мать жива».
Галина училась сначала во Владивостокской, потом в Хабаровской женской гимназии, которую закончила в 1915 г.  А в революционном 1917 году она отправилась через всю страну в столицу и поступила в Петроградский женский медицинский институт (в настоящее время Первый Санкт-Петербургский медицинский университет).
В 1917-1918 гг. Галина, будучи студенткой, активно участвовала в деятельности …по охране общественного порядка. Оказывается, в бурные дни Октябрьской революции студентки мединститута организовали охрану Большого проспекта Петроградской стороны. После этого она некоторое время даже исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции.

Б.М.Кустодиев за работой


Летом 1918 года, когда Адеркас позировала Кустодиеву, ей было 18 лет, она заканчивала 1 курс мединститута. Пригласить юную соседку в качестве модели для новой картины, со слов дочери художника, посоветовала его жена. Сеансов было немного, студентке они не были затруднительны, т.к. жила она с художником в одном подъезде, в доме, как уже было отмечено, № 7 по Введенской улице на Петроградской стороне. С легкой руки автора статьи в Википедии по Интернету гуляет нелепица, что позирование натурщицей и написание самой картины «Купчиха за чаем» происходило якобы в …Астрахани, известной тем, что там художник родился. При этом говорится о шестиэтажном доме (вряд ли в то время в провинциальной Астрахани были такие дома). Шестиэтажным же был дом на Введенской улице в Петрограде, из которого Кустодиев в то время уже никуда из Питера не выезжал, будучи прикованным к инвалидному креслу. А Галина к Астрахани вообще никакого отношения не имела и тем более не училась там на «медицинском факультете».
Свою артистическую карьеру Адеркас начала тоже совмещая с учебой в институте. При этом начала ее сразу вполне профессионально, выступая певицей в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. Раскрывшееся призвание требовало посвятить ему всю жизнь, требовало получения профессионального образования. Галина бросает с 4 курса институт и уезжает в Москву, где поступает на учебу в Сокольническую музыкальную школу. Это учебное заведение готовило профессиональных музыкантов. Адеркас 4 года, с 1923 по 1927 гг. изучала там вокальное искусство. Параллельно с обучением она выступала в программах концертов в московских клубах.
После окончания школы ее приняли в состав труппы Московского театра камерной оперы, где она пела в течение 3 лет. В дальнейшем вплоть до 1939 года деятельность Адеркас в качестве артистки-певицы связана с музыкальной редакцией Всесоюзного радиокомитета. Она участвует в радиоспектаклях – в оперных монтажах, выступает в концертах с сольными номерами. В этот период артистка, в частности, сотрудничала и с Московской филармонией. В газетной публикации 1933 года сообщалось о творческом вечере с участием «артистки Г.В.Адеркас (пение)». В 1938 г. газета «Советское искусство» рассказала о концертах артистов радиокомитета на призывных пунктах, среди участвовавших вокалистов названа «т. Адеркас». В мае 1939 г. в «Литературной газете» публиковалось письмо академика Юрия Соколова, выразившего благодарность «певцам, музыкантам, рассказчикам Г.В.Адеркас…, проф. С.А.Бугославскому…, украсившим концертную часть [его] юбилейного вечера».
В 1935 году Галина вышла замуж за Сергея Алексеевича Бугославского (Богославского) – ученого, историка древнерусской литературы и музыкального деятеля, композитора и музыковеда. В начале 1920-х годов он преподавал в вузах Крыма, затем Москвы, позже сотрудничал с радио, киностудией, московской филармонией. Как композитор он работал в вокально-инструментальных жанрах, в частности, сочинял песни на слова С.Есенина и издавал их отдельными брошюрами, а Пушкину он посвятил симфонию с хором. С 1939 года Бугославский работал в Институте мировой литературы, получил степень доктора филологических наук. Они проживали в Москве по адресу: Трубниковский переулок, 26, кв. 20.
5 октября 1939 года Адеркас была зачислена певицей во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение. В соответствии с Трудовым договором на артистку возлагалась «обязательство выступать в концертно-тематическом ансамбле…в качестве солиста, в двух отделениях, в ансамблях и т.д.». В обнаруженных двух газетных публикациях 1940 года сообщалось о гастрольных концертах ВГКО с участием Г.В.Адеркас: в марте в Новосибирске, а в апреле в Иркутске. В Вологду в январе 1940 г. певица Адеркас и лектор Московской филармонии Бугославский не приезжали. Хотя их участие в Декаде советской музыки планировалось, но в афишах конкретных концертов, ежедневно публиковавшихся в областной газете «Красный Север», их выступления не указаны.
Изучение биографии Адеркас, точнее ее изложение в Интернете, не обошлось еще без одного курьеза, кроме отмеченных выше. В статье о ней в Википедии говорится, что возможно она была и артисткой цирка, т.к. в Пушкинском доме в С.-Петербурге хранятся якобы её рукописные воспоминания, озаглавленные «Цирк - это мой мир». Многочисленные популяризаторы растиражировали эту информацию уже без всякого «возможно». А дело в том, что в электронном каталоге Пушкинского дома в инициалах автора воспоминаний – однофамилицы Адеркас – была допущена опечатка, вместо «Т» набрали «Г». Автор статьи в Википедии и в этом случае не потрудился проверить информацию. Цепочка курьезов продолжилась. В Пушкинском доме, обнаружив благодаря нашему обращению ошибку, уже второй год не могут ее исправить, а нам воспрепятствовали в знакомстве с воспоминаниями…в интересах своей сотрудницы, испугавшейся… научной конкуренции.

Галина Адеркас. Фото из личного дела 1939 г.


Самая последняя информация об Адеркас содержится в имеющейся в её личном деле Выписке из приказа № 133 от 26 мая 1940 г. «За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате – 100-летия со дня рождения П.И.Чайковского – объявляю благодарность т. Адеркас Г.В. Управл[яющий] ВГКО Фалковский». Это последний документ личного дела. Трудовой договор был заключен на год до 25 октября 1940 г. Никаких записей о его расторжении и тем более о продлении нет. Как нет записи и о выбытии артистки из штата. Что с ней стало? Документы личного дела не дают ответа на этот вопрос.
Выяснить судьбу человека в такой ситуации в определенных случаях могут помочь так называемые домовые книги (если они сохранились в госархиве) и архивные документы ЗАГСа. На запрос в ЦГА Москвы мы получили ответ, похожий на отписку и вызвавший подозрение в халатном исполнении просьбы: интересующие нас записи в домовой книге дома № 26 по Трубниковскому переулку не были обнаружены. Проявив настойчивость, обратились фактически с жалобой в вышестоящую инстанцию – в Главное архивное управление города Москвы. Получили два подробных ответа – из Главархива и самого архива – о «повторном полистном просмотре» домовой книги. При этом была «выявлена запись о регистрации 19 сентября 1935 г. в квартире № 20 Бугославской Галины Владимировны…певицы Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию». И сообщалось, что интересующей нас записи о выбытии Бугославской Г.В. в домовой книге нет.
Взаимодействие с московским ЗАГСом было еще короче. Оказывается, к  документам ЗАГС исследователей вообще не допускают. Здесь не действует правило допуска исследователей к документам, содержащим личные данные, по прошествии 75 лет с момента их создания. На лицо противоречие в законодательстве: на архивы ЗАГСа почему-то не распространяется действие Закона «Об архивном деле в Российской Федерации»!
Круг поиска замкнулся. Остаются только подозрения: человек, исчезнувший без следа в 1940 году, вероятно, был репрессирован…
С.А.Бугославский умер в январе 1945 г. В 48-м Н.К.Гудзий опубликовал пространный некролог ему . В конце некролога автор многословно рассказывает о душевном отношении Сергея Алексеевича к товарищам и ученикам. Но ни слова о жене. Это усиливает подозрение: если оно верное, только так тогда и могли поступать. Но когда и в наше время точно также поступает автор большой статьи о Бугославском (тоже не упоминает жены), звучит довольно странно…
В опубликованных в Интернете списках жертв сталинских репрессий Адеркас-Бугославская не значится. На запрос в соответствующие инстанции были получены два ответа. Центральный архив ФСБ сообщал, что «Центральный архив ФСБ России и Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области сведениями о применении репрессий в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны не располагают». Главный информационно-аналитический центр МВД писал: «В результате проведённой поисковой работы по имеющимся архивным документам установлено, что Центральный архив МВД России архивных материалов в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны, 1899 года рождения, на хранении не имеет и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагает»…
Судьба Галины Адеркас остаётся неизвестной.

Владимир Перепеченко, профессор (Вологда)

Фото автора


1. Здесь и далее цитируется по книге – Капланова С.Г. Новое о Кустодиеве. – М., 1978, с. 175-176.
2. Исключительно ценную помощь в нашем поиске оказала библиограф Рос.гос.библиотеки искусств Ольга Николаевна Початкина, за что мы ей искренне благодарны.
3. РГАЛИ, ф. 3164, оп. 4, д. 10, лл. 50-56 с об.
4. ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 410-413.


Теги:Художественное наследие, женский портрет, Живопись русских художников, история искусства, Культурное наследие, живопись, Художественная эстетика, Художник, русский художник, Борис Кустодиев, Купчиха за чаем, картина, Галина Адеркас

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика