18 февраля Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную шумному и веселому празднику проводов зимы и встречи весны. В большинстве христианских стран Масленица празднуется перед Великим постом. Основными экспонатами выставки станут литографии, линогравюры, иконы, поздравительные открытки, дымковская игрушка из собрания Музея. Особенность выставки заключается в сочетании экспонатов из фондов Музея с детскими художественными работами, которые передавались в дар Музею юными участниками творческого конкурса «Мир религии глазами детей».
С давних пор Масленица, гармонично вписавшаяся в христианскую культуру Руси, знаменует собой уход холодов и приближение весны, тепла и пробуждения мира. Ученые по-разному трактуют её символику и обрядовую практику. Одни исследователи связывают гуляния с аграрным культом и циклом сельскохозяйственных работ. Другие считают, что когда-то именно Масленица отмечала наступление Нового года, который после христианизации был вытеснен на более ранние даты. Иные указывают на связь Масленицы и языческого бога скота и плодородия – Велеса. Не случайно Масленицей именовался и персонаж, воплощавший одновременно плодородие и смертельный холод. Именно противопоставлением жизни и смерти, холода и тепла, тьмы и света во время праздника объясняется содержание некоторых масленичных песен, исполняемых в минорной тональности.
Каждый день масленичной недели, начиная с ее встречи в понедельник и заканчивая сжиганием в воскресенье, имел свой распорядок и обрядовость.
Выплескивавшиеся на улицы городов и деревень народные гуляния сопровождались шумными забавами, танцами, соревнованиями и представлениями.
Излюбленные масленичные развлечения включали в себя катание на качелях и с ледяных горок, а по четвергам в санях, запряженных в тройки лошадей. То, что сегодня кажется пустой забавой, в стародавние времена было исполнено глубокого смысла. Считалось, что все эти действия способствуют вегетации – произрастанию урожая. Чем выше поднимутся качели, тем щедрее одарит урожаем земля. Чем веселее будет катание в санях – тем легче пахота в поле. Чем дальше с горки уедет мастерица-пряха – тем богаче урожай льна.
Вестниками долгожданного тепла служили пробуждающиеся змеи, насекомые и перелетные птиц. Ожидание их прилета и стремление ускорить наступление этого момента получило выражение в обряде выпекания из ржаного пресного теста жаворонков и куликов. Часть выпечки скармливали скоту и отдавали детям в качестве угощения, другую половину крепили на высоких отметках (крышах сараев, домов, ветвях деревьев и шестах в полях). Важной составляющей обряда были заклички, исполняемые, в основном, детьми. В них нашло отражение представление о птицах как о живых ключах, «размыкающих» землю для жизни.
Начиная с правления царя Алексея Михайловича неотъемлемой частью масленичных гуляний становятся и скоморошьи представления, проводимые прямо на улицах. Они олицетворяли всепобеждающую силу смеха.
Кульминацией масленичной недели был торжественный ритуал сожжения Масленицы. Некоторые ученые считают, что ее чучело символизирует древнее умирающее и воскресающее божество. Другие указывают, что главным объектом был огонь, которому отдавали для уничтожения воплощавшую в себе холод и смерть Масленицу. Часто ритуал сожжения сопровождался песнями, в которых ее именовали обманщицей, объедалой и блиноедой.
Выставка будет интересна как взрослым, так и детям. Специально для наших юных посетителей мы подготовили отдельные описательные материалы, а также интерактивные задания и игры.
Выставка продлится до 5 апреля 2022 года