Выставка «Современное исламское декоративное и изобразительное искусство Ирана»
10.09.2023 867 0.0 0

12 сентября в 16:00 Государственный музей истории религии представляет выставку работ современных иранских мастеров, работающих в традиционных для Ирана художественных техниках. Экспозиция включает около 100 произведений декоративного и изобразительного искусства.
Выставка предоставлена Культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации и призвана познакомить российского зрителя с художественной жизнью исламского государства, которая органично сочетает в себе новые и традиционные стили, техники, материалы. В ряду характерных образцов декоративно-прикладного искусства видное место занимают изысканные панно с каллиграфически исполненными кораническими формулами, репрезентирующие религиозные основания современной иранской культуры.  
Запрет на изображение человека и животных является отличительной чертой мусульманского искусства. И хотя в Коране не содержится на этот счет специальных предписаний, в религиозном искусстве ислама он получил весьма строгий характер. Чтобы не навлечь обвинения в многобожии и отходе от ислама (уподобление Аллаху и приписывание ему сотоварищей), мусульманские мастера и художники избегали композиций с живыми существами. Абстрагируясь от повествовательных сюжетов, они создали богатый мир обобщенных геометрических орнаментов, сложных растительных узоров и каллиграфических композиций, призванных прославлять идею Единого и Всемогущего Аллаха. Виртуозно исполненные арабоязычные и персоязычные надписи в обилии украшали фасады архитектурных сооружений. Чаще всего в них были заключены изречения из Корана и Сунны пророка Мухаммада, а также цитаты из прозаического и поэтического наследия средневековой Персии. Вместе с тем особенностью иранского средневекового искусства является расцвет книжной миниатюры, которая преодолела формальный запрет на фигуративные композиции и оказала сильное влияние на другие национальные школы исламского изобразительного искусства.
Выставка наглядно демонстрирует богатство и разнообразие художественных техник. На выставке посетители смогут увидеть кувшины, вазы, подносы, тарелки, выполненные в древней технике торевтики. Выделяются два стиля в искусстве торевтики: исфаханский и тебризский. Большой популярностью пользуется торевтика на меди, изготовленная в исфаханском стиле. В настоящее время и в других иранских городах существуют разные стили торевтики.
Город Исфахан также считается главным центром производства изделий и в нескольких других техниках, например, технике минакари. Это искусство традиционной иранской расписной разноцветной эмалью и глазурью по металлу и керамике. В процессе изготовления минакари, металлическое изделие (из меди, бронзы, серебра и золота) покрывается специальной белой глиной и трижды подвергается обжигу в печи при высокой температуре. После обжига делается роспись синей краской (оксидом меди) и изделие снова помещают в печь. Сложная техника минакари использует растительные орнаменты, доисламские традиционные символы и сюжеты персидской миниатюры.
Не менее популярна инкрустации бирюзой декоративных изделий из меди, серебра и бронзы в Иране называется техникой фирузе-куби (персидское слово фирузе означает «бирюза»). Данная техника зародилась в середине XX века в Исфахане и по праву называется «бирюзовым чудом Ирана». Иранская бирюза более качественная, а самая древняя обработанная бирюза хранится в Тегеранском археологическом музее, камень был обнаружен почти 7000 лет назад. Поверхность посуды, украшений, декоративных изделий из меди, латуни, серебра, бронзы или никеля, предварительно очищается и поливается эпоксидной смолой черного цвета. После этого на поверхность «клея» мозаично укладываются обработанные кусочки бирюзы. Чем сложней мозаика и причудливей голубой оттенок, тем дороже изделие.
Дополняет выставку произведения иранского современного художника, уроженца Исфахана, почетного и заслуженного профессора факультета изящных искусств Тегеранского университета  Махмуда Фаршчияна (род. в 1930 г.). Жемчужиной выставки является альбом с фантасмагорическими иллюстрациями в стиле «сюрнатурализма», выполненный мастером в 2004 году. Его работы выставляются в лучших музеях Азии и Европы. На выставке можно увидеть каллиграфические этюды на коже, меди, ткани, а также фотографии, запечатлевшие памятники культурного наследия Исфахана. В прошлом Исфахан называли Нисф-е Джахан, что означает «половина мира». В 2004 году Исфахан и Санкт-Петербург стали городами-побратимами, а в 2019 году один из скверов Фрунзенского района Петербурга получил его имя.
Выставка продлится до 21 ноября 2023 года.
Государственный музей истории религии gmir.ru


Теги:Государственный музей истории религ, выставка

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика