Франц Крюгер.
«Великий князь Александр Николаевич (Александр II)».
1832.
За время его правления прошли значимые реформы: крестьянская, земская, судебная, городская и военная. Имя Александра II у потомков всегда будет ассоциироваться с 19 февраля 1861 года - днем отмены крепостного права. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Российской империи, если бы он успел обнародовать проект Конституции. Но за день до этого события император был убит террористом Гриневицким.
Франц Крюгер.
«Портрет великого князя Александра Николаевича (1818-1881) в форме лейб-гвардии Гусарского полка».
1833.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Я хочу остаться наедине со своею совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю. Закон об освобождении крестьян… Его ждали долгие годы, за него сражались и отдавали жизни лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России – крепостное право...
Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник будет,
И на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий «человек».
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех – свое позабывать!
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать…
Богдан Виллеваде.
«Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году».
1884.
Когда Василий Андреевич Жуковский посвящал это стихотворение рождению царского сына – будущего императора Александра Второго, – он даже не предполагал, что скоро именно от него будет зависеть, сбудутся ли добрые пожелания этих строк. В 1826 году, когда царевичу исполнится восемь лет, судьба крепкой нитью свяжет великого поэта и наследника престола: Жуковский станет воспитателем юного Александра.
Что нужно для воспитания достойного государя? Знания? Наверное. Опыт управления людьми? Желательно. Но это лишь средства. Главное, к чему стремится Жуковский, – чтобы его воспитанник нашел ответы на самые важные вопросы жизни: «Кто я? что я быть должен, и к чему предназначен, как существо бессмертное?». Воспитатель не жалеет сил и времени, чтобы вести будущего императора к понятиям добра, чести, человечности. Они вместе заходят в дома к беднякам, посещают больницы и приюты. Впервые за всю историю династии наследник престола посещает Сибирь, где воочию убеждается в тяжелом положении ссыльно-каторжных. В поездках по России его глаза учатся видеть несправедливость, его сердце учится сострадать.
Когда Александру пришло время взойти на престол, мудрого и доброго наставника рядом уже не было – Жуковский не дожил несколько лет до этого события. Но осталась память о его уроках, остались и незыблемые принципы, ставшие стержнем характера Александра, которые теперь предстояло осуществлять. Жуковский сформулировал несколько правил для будущего монарха, и Александр Второй счел своим долгом до конца следовать им.
Михай Зичи.
«Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года».
«Уважай закон, люби свободу и правосудие, будь верен слову», – советовал Жуковский. И Александр проводит судебную реформу, отменяет телесные наказания, реабилитирует декабристов и возвращает их из ссылки. Вслед за отменой крепостничества государь заменяет бесчеловечную пожизненную рекрутчину всеобщей воинской обязанностью с трехлетним сроком службы.
Егор Ботман.
«Император Александр II».
«Люби и распространяй просвещение, уважай общее мнение, властвуй не силой, а порядком», – требовал наставник. Ученик откликается реформой образования, благодаря которой на гимназической и университетской скамье нашлось место людям всех сословий и состояний. В его правление число газет и журналов, издаваемых в России, увеличивается с 40 до 700. Впервые к образованию, в том числе и высшему, допущены женщины.
…Долг воспитателя и наставника состоит единственно в том, чтобы сделать питомца способным внимать наставлениям судьбы и воспользоваться ими с достоинством человека. В.А. Жуковский
Список дел Александра можно было бы продолжить. Достойно пройдя все испытания, выпавшие на его долю, он подошел к последнему, самому трудному пункту из наставлений Жуковского: «Не обманывайся насчет людей и всего земного, но имей в душе идеал прекрасного – верь добродетели».
«Торжественный въезд императора Александра II в Москву».
1856.
Из книги «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Узнав, что ему вынесен смертный приговор революционной организацией «Народная воля», Александр долго не хотел в это верить и никак не мог понять, почему после стольких благодеяний он сделался объектом чьей-то ненависти. Последовавшие за угрозами действия террористов заставили о многом задуматься. После каждого нового покушения Александр все больше замыкался в себе, мрачнел, его мучили сомнения и тревоги. Как не озлобиться и не начать мстить? Как сохранить веру в человека? Трудно оставаться идеалистом на троне большого, разрываемого противоречиями и конфликтами государства. Еще труднее остаться достойным учеником своего наставника. Его ждал последний экзамен в этой жизни…
Николай Егорович Сверчков.
«Портрет императора Александра II».
1 марта 1881 года около двух часов дня император, возвращаясь со смотра войск, выехал из Михайловского дворца. Царская карета в сопровождении конного отряда телохранителей-черкесов проехала по Инженерной улице и свернула на набережную Екатерининского канала. Александр находился в прекрасном расположении духа. Утром он подписал документ, который должен был стать еще одним шагом в реформировании государства. Давно вынашиваемые планы введения в стране конституции обрели реальные очертания.
Константин Маковский.
«Портрет императора Александра II».
1860.
Первый день весны обещал быть прекрасным. У моста мальчишка-разносчик, признав в карете царский экипаж, вытянулся во фрунт и шутя козырнул государю. Улыбка на его лице показалась Александру добрым знаком. В тот же миг взрыв огромной силы потряс карету. За дымом трудно было что-либо разобрать. Слышались крики ужаса и стоны раненых. Император не получил ни единой царапины. Несмотря на бурные протесты кучера, Александр наотрез отказался продолжить путь и, презрев опасность, вышел из кареты. Он бросился к мальчику, затем к раненому черкесу из своей охраны, с одной только мыслью – хоть как-то облегчить их страдания. В этот момент раздался еще один взрыв. Бомба второго террориста достигла цели, нанеся государю смертельные раны…
«Освобожденные крестьяне подносят хлеб-соль Александру II».
1861.
Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Пётр Фёдорович Борель.
«Портрет Александра II».
Михай Зичи.
«Александр II и Насир-ад-Дин Шах во время парада на Царицыном лугу».
Михай Зичи.
«Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце».
Источники: Дмитрий Зубов, Новый Акрополь. KM.RU