«СТАХАНОВЕЦ» АЙВАЗОВСКИЙ.
Считается, что кисти Айвазовского принадлежит более 6000 полотен. А приписывают ему и того больше – около 20 000 картин. Написать столько практически невозможно. И среди эстетствующей публики укрепилось мнение, что Айвазовский – это своего рода попса. Многие картины Айвазовского похожи друг на друга как две капли воды. Ширпотреб… Дарья Донцова от живописи… Тем не менее работы Айвазовского очень популярны, и без них, как правило, не обходится ни один знаменитый аукцион. И цены на них уже дошли до $4–5 млн. А раз так – значит, и различных криминальных сюжетов вокруг них разворачивается немало. Во всяком случае, Айвазовский по сей день остается самым «похищаемым» русским художником.
В начале июня 2015 года в Лондоне имел место скандал, связанный с картиной Айвазовского «Вечер в Каире»: она была снята с торгов в аукционном доме Sotheby’s. Снята по требованию Интерпола. Снята потому, что картина, предположительно, была украдена в 1997 году у семьи министра судостроительной промышленности СССР и кандидата в члены ЦК КПСС И. И. Носенко.
Картина была оценена в £1,5–2,0 млн но могла быть продана намного дороже. Ведь, например, картину «Вид Константинополя и Босфора» в 2012 году тот же Sotheby’s оценил в £1,2–1,8 млн, а продал за £3,2 млн что составляет примерно $5,3 млн. Та работа стала самым дорогим произведением художника. Предыдущим же рекордсменом был «Корабль у скал Гибралтара», который в 2007 году был куплен за $4,5 млн. При удачном раскладе «Вечер в Каире» мог бы побить эти рекорды.
Сейчас ситуация такова: если эта картина действительно была украдена, то она вернется в Россию и уже не покинет страну (согласно российским законам, произведения искусства старше 100 лет запрещены к вывозу); если же нынешней владелице «Вечера в Каире» удастся доказать, что это другая работа Айвазовского, без криминального прошлого, то картина останется у нее.
Доказать что-либо будет крайне сложно, ибо картин, к которым приложил руку Айвазовский, на рынке много. Даже очень много.
ОВАНЕС ГАЙВАЗЯН, ОН ЖЕ ГАЙВАЗОВСКИЙ…
Что мы вообще знаем про Ивана Константиновича Айвазовского? Что это великий русский художник-маринист, отражавший в своем творчестве красоту и мощь морской стихии. Так или примерно так ответит девяносто девять человек из ста. Кто-то, может быть, еще вспомнит, что творил он в XIX веке в Феодосии, где сейчас находится музей с крупным собранием его картин.
А какая картина Айвазовского первой приходит на ум? Конечно же, это знаменитый «Девятый вал» – картина, с которой неизменно ассоциируется фамилия художника и которую хотя бы в репродукции видел, наверное, каждый.
Но вот что оказывается при ближайшем рассмотрении: во первых, никакой он не Иван и не Айвазовский, во вторых, вроде бы как и не русский вовсе. Да и не только маринист, и творил не только в Феодосии. Остается только определение «великий», но и тут загвоздка: человек «наштамповал» такое множество похожих друг на друга картин, что даже удостоился упреков в ремесленничестве и эксплуатации до совершенства отработанного технического приема…
Так что же за человек был Иван Константинович Айвазовский?
Родился он 17 (29) июля 1817 года в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Гайвазовского. Строго говоря, его отца звали Кайтан Гаваз (или Айваз). Его предки в XVIII веке переселились из Западной Армении на юг Польши. В начале XIX века Кайтан Гайваз перебрался в Россию, где присвоил себе имя Константин-Геворг, а фамилию счел нужным переиначить сначала на Гайвазян, а затем на Гайвазовский.
Как бы то ни было, в книгу регистрации рождений и крещений феодосийской армянской церкви была внесена запись о том, что «родился Ованес, сын Геворга».
Имя Ованес в переводе с армянского на русский – Иван. Жить в России с таким именем гораздо проще, а фамилия Гайвазовский начиная с 1841 года была заменена на Айвазовский. В официальных документах и в среде русских Ованес Гайвазян стал зваться и подписываться Иваном Константиновичем Айвазовским.
Отцу мальчика, на попечении которого были жена, две дочери и три сына, жилось тяжело, а его семья едва сводила концы с концами.
ДАРОВИТЫЙ МАЛЬЧИК
С раннего детства маленький Ованес начал проявлять исключительные способности к рисованию. Начальное образование он получил в армянской приходской школе, а затем окончил гимназию в Симферополе. В 1833 году, при содействии феодосийского градоначальника А. И. Казначеева, он отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
В одном из рекомендательных писем, что он привез с собой, было написано: «Примите его под свое покровительство. Он похож на Рафаэля и с его же прекрасным выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России».
Разумеется, «даровитый мальчик Гайвазовский» в провинциальном крымском городке не имел возможности получить специального образования, достаточного для того, чтобы на общих основаниях поступить в Академию художеств. Еще бы, абитуриенты должны были уметь изображать с натуры обнаженную человеческую фигуру и чертить архитектурные ордена, а этот армянский мальчик рисовал в основном море, корабли и сражения…
Помогли рекомендации, и в конце концов сам российский император «высочайше повелеть изволил: сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером Его Величества». Это значило, что будущего художника приняли в Академию без экзаменов и на казенный счет.
В Петербурге он учился у известного пейзажиста М. Н. Воробьёва, в батальном классе у А. И. Зауервейда, а также недолгое время у приглашенного из Франции художника-мариниста Филиппа Таннера.
Во второй половине 1830-х годов бурно прогрессировавший в профессиональном плане Гайвазовский сблизился с рядом замечательных деятелей русской культуры, в частности с К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским и И. А. Крыловым. Чуть позже он познакомится с Н. В. Гоголем и художником А. А. Ивановым.
В 1837 году на академической выставке он представил 6 своих картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как академист, Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования».
ЗАГРАНИЧНЫЕ ГАСТРОЛИ
Усовершенствовался «пенсионер» Академии художеств Гайвазовский два года в Крыму, а в 1840 году уехал в Италию с формулировкой «для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи».
В Италии Гайвазовский работал без устали и с огромным воодушевлением. Здесь он создал около 50 крупных картин. Они выставлялись в Риме и Неаполе, вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. А одна из картин удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея, и папа Григорий XVI наградил Гайвазовского специальной золотой медалью.
Не меньший успех ожидал Гайвазовского в Париже, Лондоне и Амстердаме. В качестве единственного представителя русского искусства он в 1943 году участвовал в международной выставке, организованной в знаменитом Лувре. Кстати сказать, десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.
После этого он посетил Германию, Швейцарию, Испанию, Португалию, Грецию, Египет и ряд других стран. За короткое время теперь уже русский художник Иван Айвазовский стал одним из самых знаменитых художников в Европе.
АКАДЕМИК ПЯТИ АКАДЕМИЙ
В 1844 году Айвазовский вернулся на родину. К этому времени он уже был известным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведен в звание академика Петербургской академии художеств и вслед за этим был причислен императорским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. Чуть позже он был провозглашен академиком еще двух европейских академий художеств – Штутгартской и Флорентийской.
Став академиком пяти европейских академий, Айвазовский мог бы поселиться в любом уголке мира, однако же для постоянного места жительства он избрал милую сердцу Феодосию.
Будучи живописцем Главного морского штаба, художник принимал участие в ряде военных кампаний, в том числе в Крымской войне 1853–1856 гг. Всю эту войну он провел в Севастополе, создавая натурные зарисовки сражений на море и вокруг города. Там ему представился случай побывать на кораблях Черноморского флота, там же он сдружился с известными адмиралами М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
В 1848 году Айвазовский женился на Юлии Гревс, по происхождению англичанке, дочери врача Якоба Гревса. Познакомились они в Петербурге, в одном богатом доме, куда художник был приглашен на вечер и где Юлия служила гувернанткой. Девушка была красива, образованна и весьма тонко чувствовала искусство. Венчались они в армянской церкви с условием, что их дети также будут крещены по армянским традициям.
Они вырастили четверых дочерей, но затем их брак неудержимо покатился под откос. Дело в том, что Юлия Гревс, особа лютеранского вероисповедания, практически сразу стала открыто выражать неуважение к родным мужа и их культурно-религиозным традициям. Айвазовский попытался с ней развестись, но быстро сделать это не получилось, и его супруга сделала все, чтобы оторвать детей от отца.
Второй раз Айвазовский смог жениться лишь в 1882 году – на вдове Анне Никитичне Саркизовой (урожденной Бурназян). В это время художнику было 65 лет, а разница в возрасте супругов составляла три десятка лет. Детей у них не было.
РАБОТОСПОСОБНЫЙ, УСПЕШНЫЙ, БОГАТЫЙ…
Работал Айвазовский легко. Его художественная продукция, особенно морские пейзажи, всегда хорошо продавалась, и неудивительно, что художника стали упрекать в ремесленничестве. Вскоре среди эстетствующей публики укрепилось мнение, что Айвазовский – это своего рода попса.
Тем не менее, будучи успешным и хорошо продаваемым автором, Айвазовский накопил огромное состояние и стал проявлять себя как щедрый благотворитель: в родной Феодосии на его средства были выстроены здания картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству города, постройке торгового порта и железной дороги.
Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года. Умер в кипучей деятельности, в возрасте 83 лет. «Таких пышных похорон не знала не только Феодосия, но и весь Крым», – написала тогда одна из газет.
Полнее всего творчество Айвазовского сейчас представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя. В 1900 году после смерти художника эта галерея стала собственностью города. В духовном завещании живописца было записано: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
Согласно воле художника, в дар городу, помимо самой галереи, перешли и 49 его картин. В основном это были работы, выполненные в последние годы жизни, поэтому они не давали полного представления о многогранном даровании живописца. В настоящее время коллекция галереи Айвазовского насчитывает более 400 работ. Она составлена так, что можно проследить всю эволюцию творчества мастера.
ИСКУССТВО ИЛИ «СРЕДСТВО ПРИБЫЛИ»?
Всего же кисти Айвазовского, по оценкам специалистов, принадлежит более 6000 полотен. При этом в различных художественных каталогах их фигурирует гораздо больше (около 20 000), что может быть связано с раскрученностью бренда «Айвазовский» и желанием многих на этом подзаработать.
Но даже если их было «всего» 6000… Мало какой художник может похвастаться такой продуктивностью. Это за сколько лет реально написать, если в году лишь 365 дней? Это, извините, более 16 лет ежедневного труда, если писать по одной картине в день, а такое практически невозможно.
На самом деле подсчитано – Айвазовский активно работал 65 лет. То есть он выдавал по 92 картины в год. А это значит, что он в среднем делал одну картину менее чем за четыре дня.
Или от обратного: а сколько картин написал за всю свою жизнь, например, И. Е. Репин? Оказывается, более 500 картин, рисунков и эскизов. Или Винсент Ван Гог, который считался необычайно плодовитым? Оказывается, около 800 картин. Или И. И. Левитан? Ориентировочно он написал 945 картин. Это очень много – но это же не шесть тысяч!
Или вот такой пример. Упомянутый А. А. Иванов писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу» в течение 20 лет, и только для нее он выполнил свыше 600 этюдов с натуры.
Один из биографов мариниста утверждает: «Особенностью творчества Айвазовского является и то, что он писал быстро, без длительного и изнурительного труда». Но не гнал же он их, как говорится, с закрытыми глазами? Или все же правы те, кто говорит, что Айвазовский активно использовал труд так называемых негров от живописи, составив некий производственный конвейер, на котором он сам лишь ставил свои подписи в нижнем правом углу?
Тарас Шевченко весьма нелестно отзывался о деятельности художника: «Айвазовский, увы, превратил искусство в средство прибыли. Он из божественного искусства создал себе золотого кумира и молится на него. Преступление так обидеть честное искусство. Пусть Господь будет ему судьей».
КАРТИНА ЗА НЕПОЛНЫХ ДВА ЧАСА
Скорость работы Айвазовского удивительна. Об этом, кстати, есть документальное свидетельство Архипа Куинджи. Якобы он лично видел, как Айвазовский закончил полотно размером 60х80 см за один час и сорок минут. И между прочим, современные специалисты считают, что именно по причине такой «скороспелости» его работы пока никому не удается идеально подделать. Дело в том, что за такое короткое время никто не напишет качественный морской пейзаж. А если стоять за мольбертом дольше, инфракрасный анализ легко покажет, что краски высыхали неравномерно.
И работал Айвазовский «странно». Говорят, что большинство своих работ он создал в комнате с темно-красными стенами и окнами, выходящими на сторону, противоположную морю. И он никогда не писал с натуры – только по памяти.
САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ, САМЫЙ ПОДДЕЛЫВАЕМЫЙ…
Итак, картин Айвазовского очень много, и они разбросаны по всему миру – как в музеях, так и в частных коллекциях. И ни один знаменитый аукцион, как правило, не обходится без работ Айвазовского. Там они в последнее время являются самыми дорогими и востребованными произведениями русской живописи вообще.
Что характерно, стоимость картин Айвазовского прямо пропорциональна их размерам: большие картины стоят дороже, а маленькие дешевле. Совсем небольшая картина «Торговое судно в неспокойном море» была продана в Цюрихе всего за $570, а в 2012 году, как уже говорилось, на торгах аукциона Sotheby’s большая картина «Вид Константинополя и Босфора» ушла за $5,3 млн.
На цену влияет также период творчества художника. Например, картина, созданная в пик его расцвета, дороже, чем написанная в ранний или поздний период творчества. Как говорят специалисты, ранние работы дешевле, «так как нет еще должного мастерства, художник только ищет свой стиль». А поздние работы менее ценны «в тех случаях, когда потенциал художника практически исчерпан, и начинается самоповтор».
С картинами Айвазовского постоянно происходят какие-то курьезы. Например, в июне 2011 года, на торгах шведского аукционного дома Uppsala Auktionskammare, было представлено масштабное полотно художника «Битва за Бомарзунд». Картина эта была продана за 7,6 млн шведских крон, что составляет примерно $1,2 млн. При этом картина долгое время висела в гостиной обычного жителя Швеции, а он получил ее в наследство от умершей жены. Он не знал, что это такое, и надеялся выручить за «безделушку» хотя бы 10 000 шведских крон, что составляет примерно $1500.
Почему так происходит? Как считают специалисты, картины Айвазовского «понятны и нравятся очень многим». Но, кстати, именно по этой причине художник попадает в ряд авторов, которых подделывают чаще всего. Плюс, раз картины популярны, значит, и различных криминальных сюжетов вокруг них разворачивается немало.
…И САМЫЙ ПОХИЩАЕМЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК
Да, Айвазовский по сей день остается самым похищаемым русским художником. Вот лишь некоторые случаи хищения работ Айвазовского на территории нынешней России:
– 1976 год: из музея-заповедника «Дмитровский кремль» в Московской области похитили картину Айвазовского «Море».
В 2005 году она впервые была продана с молотка в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s, но выставлялась она под другим названием («Вид на Ревель. Эстония»), и размеры полотна были изменены. «Море» тогда продали за $552 тыс. Через год работа «всплыла» в Цюрихе, там она ушла с молотка уже за $1,26 млн;
– 1992 год (май): из экспозиции Сочинского художественного музея были украдены 14 картин, принадлежащих кисти Айвазовского, Васнецова, Петрова-Водкина, Кустодиева, Поленова и других художников;
– 1993 год (сентябрь): из московского санатория «Узкое» украдена картина Айвазовского «Морской вид»;
– 1994 год (лето): из Русского географического общества похищена картина Айвазовского «Солнечное затмение в Феодосии» стоимостью $1,5 млн;
– 1995 год: из квартиры реставратора Эрмитажа украдено 30 полотен, в том числе картины Айвазовского;
– 1997 год (март): из Вологодского музея-заповедника вынесена картина Айвазовского «Ниагарский водопад» стоимостью в $200 тыс;
– 1998 год (июнь): из Дома приемов Экономического общества в Москве похищены две картины, в том числе работа Айвазовского «Парусник в море»;
– 1999 год (лето): из Астраханской государственной картинной галереи украли две картины, в том числе работу Айвазовского «Восход»;
– 2001 год (весна): из квартиры коллекционера в Санкт-Петербурге украдены картины, в том числе работа Айвазовского «Константинополь при лунном свете»;
– 2001 год (июнь): из малого зала здания Русского географического общества похищена картина Айвазовского «Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году», предположительная цена которой составила $1,5 млн);
– 2002 год (сентябрь): из Новосибирской картинной галереи вынесли полотно кисти Айвазовского «Корабль на мели». Полотно стоимостью $120–150 тыс. «исчезло» из охраняемого зала за 50 секунд;
– 2003 год (август): из запасников Астраханской государственной картинной галереи похищены две картины, в том числе работа Айвазовского «Восход» стоимостью около $2 млн;
– 2007 год (июль): из квартиры 71-летнего москвича вынесли 13 картин Айвазовского, Сарьяна, Беллини и других художников;
– 2011 год (январь): было совершено «преступление века» – из загородного дома президента компании «Русское золото» А. П. Таранцева в поселке Петрово-Дальнее украдены коллекция картин (Айвазовского, Репина, Саврасова, Шишкина), антиквариат и ювелирные изделия на сумму $50 млн;
– 2012 год (сентябрь): квартиру петербургского коллекционера Владимира Мухина, пока тот отдыхал на даче, обчистили воры. Похитили 10 картин (Айвазовского, Шильдера, Дубовского, Боголюбова и других известных художников), 16 икон и 2 пасхальных яйца Фаберже. Пострадавший оценил ущерб в 60 млн рублей ($2 млн).
Сергей НЕЧАЕВ