Ее неповторимым голосом говорит мультяшный герой Нильс, Петя в мультфильме "Петя и Красная Шапочка", львенок в мультфильме "Самый, самый, самый, самый"....
А еще она тихая тетя Глаша в "Большой перемене", бабушка Сима в "Алеша Птицын вырабатывает характер"....
Ее сложно представить молодой, ведь в основном Валентина Сперантова играла ласковых бабушек и тетушек, а ее голос не был подвластен времени.За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.
Семья Сперантовых
Родилась будущая знаменитость 24 февраля 1904 года в городе Зарайске (ныне это Московская область). Семья была многодетной, трудолюбивой и очень дружной – старшие заботились о младших, и у всех ребятишек были свои обязанности по хозяйству. Сперантовы организовали домашний театр – придумывали и ставили пьесы, шили костюмы, рисовали декорации. Посмотреть любительские спектакли собирались по несколько десятков человек. Поэтому, когда в местном театре потребовалась девочка, пригласили Валю. Так в 6 лет она впервые вышла на сцену. Ее первым гонораром был мешочек с пряниками.
В период гимназической учебы энергичная Валентина организовала драматический кружок. Однажды один московский артист, увидев задорную Валю в самодеятельной постановке, пообещал ей протекцию при устройстве в столице. Да и вообще посулил "золотые горы" – жилье, работу… И в 1918 году доверчивая девушка отправилась в Москву. Однако знакомый, к которому явилась Валя, щедрых обещаний не сдержал. Домой Валентина вернуться не смогла – заболела тифом и надолго попала в больницу. Это происшествие произвело на нее такое горькое впечатление, что она решила, со сценой покончено навсегда, и поступила в качестве ученицы во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские).
Тем не менее мечта о сцене в ее подсознании все же присутствовала. И когда Валентине попалось на глаза объявление о наборе в студию "Молодые мастера" (позже она была переименована в Театральный техникум имени А.В.Луначарского, а затем преобразована в ГИТИС), то она забросила живопись и влилась в ряды студентов.
После окончания учебного заведения встал вопрос о том, куда пойти работать. И Валентина решает держать испытания в Первый государственный педагогический театр (ныне это Московский театр юного зрителя – МТЮЗ). Однако актрисы там не требовались. И руководитель театра Юрий Михайлович Бонди даже слышать не хотел о претендентке. Но Валентина не отступала и упрашивала хотя бы посмотреть на нее и оценить возможности. И Бонди не пожалел – по его признанию, это оказалось "блестящее дарование".
Изначально Валентину Александровну вводили в уже идущие на сцене постановки. Но вскоре стало ясно, что она так искусно изображает своих героев, что даже второстепенные персонажи становятся необычайно яркими и запоминающимися.В числе ее ролей того периода Джо Гарнер в спектакле "Том Сойер", Том Кенти в одноименной постановке, Ягненок ("Басни" И. Крылова), Егорка в "Черном Яре", Лиза в "Горе от ума" и Ахмет в "Винтовке № 492116"– все очень разные и достоверные.
Однако в 1926 году Бонди не стало, и на смену ему пришел другой режиссер. А Сперантовой вновь пришлось доказывать свою творческую состоятельность.
Валентина Александровна всегда отталкивалась не столько от внешнего облика героев, сколько от их внутреннего содержания: "Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки". При этом В.А. Сперантова прекрасно владела искусством перевоплощения и мастерски умела делать то, что умеют мальчишки – прыгать, свистеть, плеваться и т.п.
Позже драматург Виктор Сергеевич Розов так описывал свои впечатления от спектакля "Дубровский", в котором играла актриса: "Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись. А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Я терпеть не могу, когда мальчишек играют актрисы с уже грузной, типично женской фигурой, и юные зрители на свой лад сыплют всевозможные ехидные реплики во время действия в их адрес, но тут, хотя в программе и стояла женская фамилия, ни один зритель не то, что не ехидничал, а, затаив дыхание, ловил каждое слово Мити. Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте".
Во время Великой Отечественной войны В.А. Сперантова состояла в труппе Фронтового тетра ВТО, а в 1944 году она была приглашена в Центральный детский театр, который когда-то создала Н.И. Сац. И с того момента ЦДТ (теперь это Российский академический молодежный театр) стал для Валентины Александровны вторым домом. В нем она прослужила более 30 лет, и не случайно ее называли "Ермоловой детского театра".
На сцене ЦДТ Сперантова побывала Кеем, Гердой и бабушкой в "Снежной королеве" Е. Шварца, Ваней Солнцевым в "Сыне полка", пионером-героем Володей Дубининым, матерью Павки Когчагина и Володи Ульянова, Коробочкой в "Мертвых душах" Н. Гоголя, княгиней Тугоуховской в "Горе от ума" А.С. Грибоедова, Кукушкиной в "Доходном месте" А.Н. Островского, а также создала немало женских образов в пьесах В. Розова и А. Алексина.
Валентина Александровна признавалась, что ее "всегда увлекало героическое в детях" и готовность совершить подвиг. И еще она очень хотела сыграть Ваню Солнцева, в характере которого сочетались "детская романтическая фантазия и самоотверженность, наивность юного возраста и взрослая ответственность за судьбу страны, родной земли".
Один из учеников В. Сперантовой, актер Виктор Лакирев говорил, что секрет успеха мальчиков Валентины Александровны был в том, что она играла не инфантильность, а суровость.
Сперантову, как актрису, отличали находчивость, смелость, неподдельные эмоциональность и искренность, умение видеть перспективу роли, творческая фантазия, наблюдательность и правдивость. Ее дети были живыми, настоящими, шустрыми. С ними хотелось дружить, на них хотелось быть похожими.
Однако век травести недолог, а время неумолимо. Настал тот печальный момент, когда Валентина Александровна уже не могла в полной мере становиться на сцене ребенком. И хотя ее чуткие товарищи пытались как-то компенсировать видимое несоответствие, требовательная в профессии актриса сама решила, что всё, хватит.
Об этом периоде В.А. Сперантова вспоминала так: "У одного мальчика спрашивают: "Ну, как тебе спектакль?", он говорит: "Мне очень понравился этот старенький мальчик". Я больше никогда не приду играть мальчиков", – сказала я"… Актриса признавалась: "Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни. Я как будто прощалась со своими детьми…"
Даже по прошествии долгого времени эта потеря ее не отпускала: "Мои мальчики… они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли, и только в памяти моей они тихо, с улыбкой кивают мне, как матери, родившей их…"
Валентина Сперантова в спектакле «Сын полка»