Белая мадемуазель Франции.Катрин Денев.
Париж- город романтики и французской кухни, комедийных актеров и центр моды. Бонжур...
Чуть холодная, всегда с цветами и всегда на высоких каблуках, Катрин Денев по-прежнему остается символом женственности и элегантности. С детства она привыкла молчать и улыбаться. Долгое время ее даже считали недалекой девочкой, настолько она была погружена в себя. Казалось, очаровательная девчушка жила в своем собственном мире, полном невероятных тайн и загадок. Но прошли годы, и свою странную манеру поведения Катрин Денев представила как эксклюзивную доктрину женской красоты. Для всего мира она остается олицетворением утонченности и светской воспитанности, олицетворением всего французского. Катрин было 25, когда Ричард Аведон снял ее для рекламы «Chanel № 5», «посадив» обнаженную фигуру актрисы во флакончик духов. Спустя десять лет Денев во второй раз стала символом Франции: с нее слепили бюст национальной героини Марианны, который до сих пор воспроизводится на почтовых марках. А «голова» Катрин украшает кабинеты французских чиновников.
Утверждают, что у этой «краснеющей и бледнеющей» от скромности женщины не самый мягкий характер, а порой он даже слишком твердый. Если она что-то решила, ее почти невозможно переубедить.
«С чем сравнить её? – писал Франсуа Трюффо, – уж во всяком случае, не с цветком. Ибо в ней существует некая неопределенность, что побуждает меня приравнять её к вазе, в которую можно вместить любые цветы – все цветы».
Настоящая звезда французского кино умеет скрывать свои чувства за холодной элегантностью. Она навсегда вычеркнула из своего лексикона слово «мадам» и запретила произносить его журналистам - ведь это как «морщинка» на лице… А себя она называет «дракончиком»! Ах, Катрин, лед и пламень, с ее неподражаемой улыбкой, наивной в «Шербурских зонтиках» и мудрой, всезнающей времен «Танцующей в темноте» и «8 женщин»...У ее фильмов нет возраста...
Роже Вадим, Катрин и их сын Кристиан
Роже Вадим увидел Катрин Денев на вечеринке в парижском "Эпи-Клюб", ей еще не было и 17 лет. Она была в компании сестры, довольно известной актрисы Франсуазы Дорлеак, и, казалось, совершенно потерялась на ее фоне - но только не для Вадима. "Мне не понадобилось ни ее успеха на экране, ни фотографий, которые станет однажды рассылать "Шанель", чтобы понять, что ее маленький носик, холодный, но напряженный взгляд, тонко очерченный, классической формы рот - все это приметы законченной красоты", - писал потом режиссер.
…Их знакомство завязалось очень быстро. Она стеснялась, говорила сбивчиво и невпопад, но ее теплые лучистые глаза сияли: еще не отдавая себе отчета и не слыша предостерегающего шепота сестры «он опасен!», она без памяти влюбилась в обаятельного незнакомца, чуть ли не вдвое ее старше. С первого взгляда…
Они договорились встретиться на следующий же день в баре-ресторане студии, где снималась ее сестра Франсуаза. В мыслях уже грезился новый фильм, он и название придумал – «Порок и добродетель», и в главной роли Роже Вадим зримо видел изящную Катрин, само воплощение невинности и добродетели.
Уже через неделю деятельный мэтр советовал тоном наставника: «Тебе надо срочно перекраситься в блондинку … И свою красоту надо нести как факел, как оружие и как меч! А фамилия – решай сама». И Катрин с ним согласилась: конечно, две актрисы Дорлеак – нелепость. И она взяла себе в качестве экранного имени девичью фамилию матери – Денев.
…Роже Вадим ошибся чуть-чуть. Он искренне думал, что сумасбродная Брижит Бардо, его первое произведение из коллекции Галатей, в которых он вдохнул жизнь, давно испарилась из его головы. Похоже, нет… В подсознании режиссера она осталась, точнее ее клише, и теперь Вадим пытался втиснуть в нее Катрин… И вот финал: «Порок и добродетель», первый «взрослый» фильм дебютантки Катрин Денев, не только с треском провалился – он стал трауром по их любви.
Катрин поселилась у Вадима на авеню Энгр и стала хозяйкой его гостеприимного дома. Она заботилась о дочери Вадима Натали, которая после развода с Аннетт Стройберг осталась с отцом, а вскоре и сама родила Вадиму ребенка - сына Кристиана. Много лет спустя Кристиан, ставший актером, рассказывал об отце:
"Он вел широкий образ жизни и сорил деньгами, как настоящий принц. И к тому же он был ужасно рассеянным. Однажды он привез меня и моих сестер в аэропорт, чтобы отправить каждого к своей матери, но умудрился перепутать посадочные талоны. В результате я прилетел в Лондон к Анетте Стройберг, моя мать встретила в Париже Ванессу (дочь Вадима и Джейн Фонды - прим. ред.), а Натали оказалась в объятиях Джейн Фонды в Нью-Йорке".
Катрин Денев и Роже Вадим никогда не были женаты - однажды экс-супруга Аннетт поставила ему условие: если Вадим женится на Катрин, она забирает дочь к себе.
Катрин и Вадим решили отпраздновать экзотическую свадьбу на Таити. Неожиданно все романтические планы влюбленных разрушила Аннет. Она позвонила бывшему мужу и заявила: «Только попробуй жениться на этой девушке, и я немедленно заберу у тебя Натали». Вадим, безумно любивший дочку, сдался. Катрин ничем внешне не выдала своего смятения. Она всегда отличалась стоическим характером. Ей и в голову не пришло бы на что-то жаловаться любимому. Однако любая в такой ситуации была бы потрясена, и Катрин тоже не стала исключением. Она была прежде всего юной женщиной, хотя и с колоссальной выдержкой. Даже Вадим заметил, что в тот день, когда он объявил любимой, что свадьбы не будет, в ней что-то надломилось. «Катрин, казалось, понимала мою позицию в этом вопросе, но я полагаю, что начиная с того дня в ней что-то изменилось». А как еще должна была отреагировать на подобное известие 19-летняя девушка, жених которой заявил, что свадьба не состоится, а ребенок родится вот уже скоро? Наверное, именно в это время у Катрин изменилась вся жизненная программа. Эта душевная травма, хотя и невысказанная, осталась с ней на всю жизнь.
И на самом деле случай с Вадимом изменил отношение Катрин к жизни. Она стала великой актрисой, но никогда так и не вышла замуж. Катрин этого больше не хотела. Денёв не испытывала обиды на любимого, но она приняла решение раз и навсегда.
Катрин Денев и Роже Вадим на съемках фильма «Порок и добродетель»
Они расставались долго и мучительно, в журнале "Мари Клер" в 1963 году Денев говорила: "Вадим - самый верный мужчина, которого я когда-либо знала. Люди улыбаются, когда я говорю это... Есть такие, которые замечают: "Бедный Вадим, женщины всегда бросают его! Вот он и боится немного". Я знаю Вадима: он ничего не боится. Я даже не знаю, кто кого на самом деле бросал. Ведь можно бросить кого-то, делая все, чтобы тебя покинули".
Катрин повзрослела в одночасье, и Роже Вадима это восхищало испугало одновременно. Конечно, материнство меняет женщину, спору нет, но он, вдруг ставший отцом маленького Кристиана, с изумлением открыл для себя совершенно новую Катрин: со стальным характером, гордую и независимую, сдержанную и чувственную, открытую для авантюр и прихоти судьбы. И таковыми стали «Шербурские зонтики» с чарующей музыкой Мишеля Леграна – Катрин в ту пору не было и двадцати. Роль Женевьевы в «поющем» фильме предназначалась для Изабель Обрэ, но актриса незадолго до съемок попала в серьезную аварию. Роже Вадим тесно дружил с режиссером Жаком Деми и поспешил представить ему свою юную подругу…
А спустя три года звезда Катрин Денев засияла в полном блеске в «Дневной красавице» Луиса Бунюэля – экрану она открыла то, что было заложено в ней природой.
Катрин Денев с сестрой Франсуаз Дорлеак
Итальянский подарок. Невозможно придумать более ограниченную во времени и такую желанную, соблазнительную во всех смыслах встречу мужчины и женщины, чем та, которая произошла в Париже весной 1970 года: на съемочной площадке оказались лицом к лицу самая обольстительная из француженок и лучший в мире латинский любовник. Вспыхнуло новое созвездие – Катрин Денев было 27 лет, а Марчелло Мастроянни минуло 49. Ни одна женщина не измучила его так, не испепелила холодом его душу и не заставила так страдать, как Катрин, и ни одну женщину он не добивался с таким упорством и с таким жгучим желанием!
Если мужчина - писаный красавец, стоит ли удивляться тому, что у него великое множество пассий? А если этот красавец еще и итальянец, то быть сентиментальным он просто обязан. Для Катрин Денев эта встреча на съемочной площадке была ничем не примечательной. Просто работа, и все. К тому же сентиментальность никогда не была тем качеством, которое ее привлекало в мужчинах. По иронии судьбы, именно так назывался фильм, который свел вместе эту красивейшую пару. И «это» случилось именно с ними. На момент их встречи Катрин только-только рассталась с режиссером Франсуа Трюффо. Она была холодна и замкнута. Впервые увидев ее, Марчелло подумал: «Еще одна профессиональная красавица». Он тоже пребывал не в лучшем расположении духа: на тот момент он переживал разрыв с актрисой Фэй Данауэй, которая, расставаясь, бросила ему в лицо презрительное «Маменькин сыночек!».
Белокурая красавица-француженка, которую весь мир узнал и полюбил после фильма «Шербургские зонтики», Катрин была воплощением шарма и эталоном женственности. После трагической гибели сестры в автокатастрофе больше всего на свете она боялась снова испытать эту боль - боль потери любимого человека. И глядя на нее, всегда несколько отстраненную и бесстрастную, почти целомудренную, невозможно было предположить, что у этой молодой женщины за плечами множество романов.
Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв.«Это случается только с другими» (1971)
Весна 1970 года, съемочная площадка фильма «Это случается только с другими». Ей было 27, ему исполнилось 49. Мастроянни предупредили: никаких вопросов о личной жизни, если он не хочет скандала и срыва съемок, потому что подобные расспросы превращают Катрин из ангела с неизменной полуулыбкой на прекрасном лице в настоящую фурию. Итальянец только улыбнулся в ответ: «Ничего, мы ее растопим». Герой-любовник не отступал, но Катрин стойко держала оборону.
Все резко изменилось после съемки одного из эпизодов. По сценарию Катрин и Марчелло играли супругов, которые потеряли ребенка. Чтобы игра актеров была убедительной, режиссер Надин Трентиньян приняла в прямом смысле судьбоносное решение: на несколько суток оставила актеров в пустой полутемной квартире почти без мебели, без телефона, без книг и журналов, без телевизора и со скудной едой. Они остались наедине — мужчина и женщина. Когда принудительное заточение окончилось и двое вышли на божий свет, стало ясно — им не нужны были ни книги, ни телефон с телевизором, и, похоже, не нужна была даже еда.
Чтобы завоевать сердце Катрин, Мастроянни поменял римскую «прописку» на парижскую – снял квартиру в Латинском квартале, и теперь ему не нужно мотаться на проклятых поездах из Рима в Париж и обратно. Мало того, он, влюбленный пылко как мальчишка, преподнес Денев в день рождения чудесную виллу в Ницце, спрятанную от посторонних глаз в густой зелени… На пути к Лазурному берегу впечатлительный Марчелло всем наперебой рассказывал о своей невесте, совершенно искренне забыв, что все еще женат. Блондинка с характером незамедлительно парировала в своем стиле: она набрала телефон автомобильного салона и деловито распорядилась доставить месье Мастроянни последнюю модель «ягуара». «Какой цвет предпочитает месье? Красный, разумеется», – уточнила красавица с холодным взглядом.
После съемок они разъехались: он - в Рим, она - в Париж. Каждый день он звонил ей с признаниями в любви, придумывая для любимой женщины тысячи ласковых имен. «Я ежедневно покупал букетики цветов, -вспоминал Мастроянни, - все равно каких - ромашек, нарциссов, астр, и, отрывая лепестки, гадал: любит - не любит».
Он добивается встреч, требует, чтобы Катрин бросила все и прилетела к нему. Но она остается ровной и бесстрастной. Никогда еще Марчелло не попадались такие женщины - и это распаляет его страсть еще больше. Все его предыдущие любовницы, как одна, были темпераментными и чувственными. А страсть Катрин — всегда скрыта и недоступна постороннему взгляду. И впервые за 20 лет брака Марчелло упал в ноги своей жены Флоры, умоляя дать ему развод.
«Я люблю ее, Флора! Умоляю тебя, отпусти!» Синьора Мастроянни, привыкшая смотреть на его интрижки сквозь пальцы, сперва выслушивала эти признания спокойно, потом стала взывать к его совести, потом - угрожать и рыдать. Но он смотрел на нее затравленными глазами, в которых была такая боль и такая безысходность, что Флора сдалась.
Мастроянни переехал в Париж. Денев по-прежнему ничего не обещала, но все заметили, как она повеселела и похорошела — буквально расцвела. Они часто появляются вместе -в кинотеатрах, в дансингах, ресторанах, на светских приемах. Счастливое время, полное счастливых ожиданий! Однажды к паре прицепился назойливый репортер с вопросом, когда же они наконец поженятся - ведь синьора Мастроянни дала согласие на развод. И Марчелло решил, что час пробил.
…Парижская премьера «Лизы», второго совместного фильма Денев и Мастроянни, запомнилась многим. И взбудоражил отнюдь не сам фильм. Фурор произвела сцена в ресторане на банкете после показа: абсолютно раскованная и обольстительно сексуальная Катрин в платье от Сен-Лорана танцевала с Мастроянни, не расставаясь с длинной тонкой сигаретой.Актер Мишель Пикколи вспоминал: «Внимание всех присутствующих было приковано только к ним двоим, и в какой-то момент сделалось страшно неловко – будто мы стали свидетелями очень интимной сцены… Мы не знали, куда спрятать глаза от смущения!» А королева продолжала выделывать умопомрачительные па, словно демонстрировала: да, это правда – он меня завоевал! Марчелло ликовал, в мыслях рисуя, как обустроит их гнездышко в Ницце…
И как раз в Ницце, несколько позже, и разыгралась по-настоящему интимная драма, когда, собравшись с духом, Мастроянни официально попросил руки Катрин и получил категорический отказ.
…- Катрин, не молчи! Марчелло умоляюще смотрел на нее. Она по-прежнему его не слышала, в мыслях Катрин была далеко, перебирая в памяти эпизоды своего короткого «лондонского» замужества 7-летней давности. Дэвид Бейли, модный английский фотограф и единственный ее официальный муж, сумел, как никто другой, внушить свой жене-француженке собственное видение их супружеских отношений: никаких запретов и никаких обязательств! Что ж, Катрин такой стиль вполне устраивал – у Дэвида бесконечные фотосъёмки, у нее съемки… Оба и не заметили, как стали легко обходиться друг без друга.
…- Катрин, не молчи! Вместо ответа Катрин отрывисто бросила на ходу: «У тебя уже есть жена», после чего села в машину и умчалась в Париж. Растерянный и оглушенный, Мастроянни бросился за советом к своему давнему другу – Феллини.
Катрин Денев с дочкой Кьярой Мастроянни
- Как ее удержать? Скажи, Федерико… Что мне делать? Феллини только вздохнул, потом патетически возвел глаза к небу и красноречиво помахал рукой над головой: «Остается одно – штурмовать!»
…Осенью 1970 года в Париже и в Риме обсуждалась главная сенсация дня: Катрин Денев ждет ребенка! Но, увы! Появление на свет малышки Кьяры в мае 1971 года так ничего и не изменило в статусе ее знаменитых родителей. Правда, девочка сразу стала любимицей Марчелло, отца многих законных и внебрачных детей, а сам он с обезоруживающей искренностью позднее объяснял причину этой привязанности: «Я обожал ее мать».
Подлечив раны в доме всепрощающей Флоры, Мастроянни вновь бросился штурмовать неприступную крепость по имени Катрин. И вот осенью 1970 года сенсация: Денев беременна, она ждет ребенка от Марчелло Мастроянни. Джульетта Мазина, прослышав об этом, сказала своему мужу, Федерико Феллини: «Не иначе как наш бедный Марчелло решился на последнее средство, чтобы взять эту французскую Бастилию».
28 мая 1971 года на свет появилась Кьяра-Шарлотта Мастроянни. Это был далеко не первый и не единственный ребенок Марчелло - детей у него было немало, в том числе и внебрачных. Но Кьяра - плод его последней и самой прекрасной любви -была, пожалуй, самым желанным ребенком. Его радость не знала границ: Марчелло закупил несколько ящиков шампанского и угощал на улице всех желающих. «У меня родилась дочь! — радостно кричал он на весь квартал и добавлял:- Я боготворю мать этого ребенка».
Он надеялся, что уж теперь-то Катрин не сможет ему отказать. А она и не думала соглашаться. Он рассчитывал, что ребенок обязательно соединит их навсегда. А ей вовсе не казалось, что появление Кьяры - это повод пойти, наконец, под венец. Любимая вовсе не прогоняла Марчелло, они жили вместе - но он так и не сумел ни завоевать, ни разгадать ее. Ему она отказала точно так же, как когда-то отказала Роже Вадиму, который сделал из нее звезду и от которого она родила сына.
Повторный отказ стал для Марчелло большим ударом. Их отношения все ухудшались, они стали откровенно ссориться. Их роман завершился там же, где и начался - на съемочной площадке. Когда дочери минул год, Катрин - все так же спокойно и бесстрастно (в умении владеть собой ей не было равных!) - сказала, что отношения себя исчерпали. Все было кончено.
Она уехала в Париж. Марчелло вернулся к Флоре. Она никогда не запрещала ему видеться с дочерью, которую он любил до беспамятства. Но его мечта - жить с любимой женщиной - так и не сбылась.
Марчелло Мастроянни ушел из жизни 19 декабря 1996 года. И по горькой иронии судьбы он умер на руках Катрин и их дочери Кьяры. И скорее всего воспринял это как последний подарок судьбы, а не как ее злую насмешку.
Катрин Денев так никогда и не вышла замуж. Она правильно построила жизнь – не ломая свой характер, всегда независима, но никогда не одинока. Она выглядит так, как может только мечтать любая женщина ее лет, и спокойно перешла тот возрастной рубеж, который оказался роковым для многих самых знаменитых актрис. А ведь Денев начинала почти в ногу с Брижит Бардо, Клаудиа Кардинале…
В мире кино она остались с его историей, всякий раз подтверждая слова Мартина Скорсезе: «Великая звезда, великая актриса и великая женщина».