12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
12.01.2022 1930 5.0 0

Б.В. Котик, Н.М. Кутузов, В.И. Селезнев, Л.В. Кабачек, Ю.А. Гариков, К.Г. Молтенинов, Ф.В. Савостьянов. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда (пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады) — операции «Искра». г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.

К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия.   Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800–900 кг.
Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания.
Тем не менее, положение ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю в город поступало электричество – а по подводному трубопроводу – нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге, а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась также и железнодорожная ветка.
К концу 1942 года основные силы ленинградского фронта (42-я, 55-я и 67-я армии), которым командовал генерал Л. А. Говоров, оборонялись на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино, Пороги, правый берег Невы до Ладожского озера. 67-я армия действовала в 30-километровой полосе вдоль правого берега Невы от Пороги до Ладожского озера, удерживая на левом берегу реки, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Её 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. 23-я армия, находившаяся на Карельском перешейке, прикрывала северные подступы к Ленинграду. На Ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.

Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря.
Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного -Ладожского района ПВО.
Волховский фронт под командованием генерала К. А. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.
Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».
Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом (до 10—12 тыс. человек в каждой).
Лесисто-болотистая местность в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в частности, говорилось: «...Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта...
Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Сннявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.
По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала Романовского. В ее состав вводило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады (2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ). Задача армии заключалась в том, чтобы взломать вражескую оборону на участке Липка, Гайтолово и, нанося главный удар на Синявино, выйти на рубеж Рабочие поселки № 1 и №5, Синявино, а затем развивать наступление до соединения с войсками Ленинградского фронта. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева (около 450 самолетов).
На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. II. Духанова. Но решению командующего фронтом задача армии состояла в том, чтобы, преодолев реку Нева по льду и сосредоточив основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта на рубеже Рабочих поселков № 2 и № 6.
В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Д. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота (всего около 450 боевых самолетов).

Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии.
В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения. В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега.
За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.
Наши войска вступают в Шлиссельбург
Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следу за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 130-я и 268-стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.
В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточенные бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке № и роще северо-западнее Гонтовой Липки. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорва! первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражен' оперативные резервы.
С утра 13 января наступление продолжалось. Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка № 5. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер. Немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно at типизировалась  вражеская авиация.
С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.
Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.
Тяжелое осадное орудие противника, захваченное советскими воинами под Ленинградом
18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней.
Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.
Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

Источник

 


Теги:Военная история, Блокада

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика