«Наши пришли» (1948).
Михаил Иванович Лихачев (4.09.1919 - 13.02.1997). Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник РСФСР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Награжден дипломом первой степени Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР (1952) за картину «На родных просторах». В Воронеже его именем названа одна из улиц и на доме, где он жил в 1962–1981 гг. (улица Пушкинская, д.7) установлена мемориальная доска (1999).
Родился в с.Бабяково под Воронежем. Учился в изостудии «Пищевик» при ДК г.Воронежа до 1935 г. у Александра Алексеевича Бучкури (ученик И.Е.Репина). Затем работал декоратором при Воронежском драматическом театре, после чего был художником передвижного театра. Участник Великой Отечественной войны. После войны продолжил образование у Б.В.Иогансона в его московской изостудии (1946–1947), в центральной студии «ВсеКоХудожник» в Москве.
Член Союза художников СССР (1946). С 1948 г. участник зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Известные его картины: «Наши пришли» (1948), «Тост за героиню труда» (1949), «Свекловичницы» (1959), «Тревожные 20-е годы» (1967). Среди наиболее известных портретов: «Ленин в Разливе» (1960), «Портрет актера А.П.Чернова» (1947), «Портрет артистки Р.А.Мануковской» (1962), «Портрет писателя И.В.Сидельникова» (1979). Картины «На родных просторах», «Комсомольцы на снегозадержании» и «Когда это кончится?» многократно репродуцировались и приобрели широкую популярность. Его картина «На родных просторах» тиражировалась на открытках, ее очень хотела приобрести Третьяковка, но в итоге упомянутое произведение искусства досталось гостинице «Интурист».
«Тост за героиню труда» (1949)
В 1982 г. в серии «Художники Российской Федерации» был издан набор репродукций М.Лихачева. Даже у самого нетерпимого искусствоведа язык не повернется назвать Михаила Ивановича художником конъюнктурным. Да, соцреализм, но, видимо, лучшие его образцы. Радость, но не пафос. Философия, но не партийная, а общечеловеческая. Трактористы и прочие передовики производства интересны автору в числе других примет времени, особенных и узнаваемых лиц человеческих: «Старуха», «Пьяница», «Аннушка», «Бабуля», «Рыбачок», «Натурщик» – прекрасная галерея лиц, характеров, судеб, трагедий и взлетов. Пронзителен драматизм работы «Нашла сына»: под огромным небом на огромном холме запятой скрючилась плачущая фигура. Его лучшие картины, несмотря на простые, непритязательные сюжеты, как бы не открывающие ничего нового, неожиданного, оказываются богаты внутренним подтекстом, вызывают серьезные мысли и берут зрителя за живое. Персональная выставка «Гордости российского искусства» в Воронеже (1999). Представлены 70 этюдов мастера из различных частных коллекций. Картина «Свекловичницы» – работа, к которой придраться нельзя. Здесь нет идеализации, как во многих произведениях той эпохи. Все герои Лихачева – живые люди.
«Свекловичницы» (1959).
"Комсомольцы на снегозадержании" (1952).
Этюд "Трудная задачка" (1948-49).