В июне стартует главное событие Года театра в России – Международная театральная олимпиада 2019. 15 июня пройдет Церемония открытия олимпиады, которая станет масштабным праздником для жителей и гостей города: на площади Островского под открытым небом пройдет фестиваль уличных театров. Начиная 16 июня и до конца года, в театрах Северной столицы, а так же на площадках вне сценических пространств будут показаны спектакли ведущих режиссеров мировой сцены, постановки, определяющие лицо современного театра. В июне в основную афишу Театральной олимпиады вошли спектакли из программ Международного комитета Театральной олимпиады и Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
Программа Международного комитета Театральной олимпиады.
В программу, созданную Международным комитетом Театральной олимпиады вошли спектакли выдающихся мастеров мировой сцены, в том числе, основателя Театральной олимпиады Теодороса Терзопулоса, Тадаши Судзуки, Хайнера Гёббельса, Роберта Уилсона, Деклана Доннеллана. В июне зрителей ждут гастроли знаменитого Театра Пиколло ди Милано – Театра Европы (Италия), акробатическое шоу театра-цирка «7 пальцев» (Канада) с «ожившими» полотнами Иеронима Босха, спектакль впервые приезжающей в России группы FC Bergman (Бельгия), созданный в жанре site-specific.
«Сны Босха». Фантастическое путешествие по вселенной Иеронима Босха. Театр-цирк «7 пальцев», Монреаль, Канада; режиссер: Самюэль Тетро 21, 22 июня, Балтийский дом
В память о нидерландском живописце театр-цирк «7 Пальцев» совместно с театром Republique, Фондом Иеронима Босха и фестивалем Circolo создал современное цирковое, акробатическое шоу. На фоне магических проекций оживают странные существа и сказочные животные. В сверхъестественной вселенной смешиваются эпизоды жизни художника и сюжеты его картин. «Мы мало знаем о самом Иерониме Босхе. Однако сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников мира, чьи темы и мотивы отражают самые потаенные желания и глубинные страхи человечества. Мне было важно подчеркнуть, что Иероним Босх был не просто очередным художником. Его работы оказали огромное влияние на Сальвадора Дали и все движение сюрреализма, возникшее сотни лет спустя смерти Босха. Он изображал фантастические миры, непристойных монстров и летающих существ. Я не могу представить себе более подходящего жанра для воплощения этих картин в жизнь, чем современный цирк!», — рассказывает Самюэль Тетро. «Если бы Босх жил в наше время, он стал бы отличным кинорежиссером. В спектакле мы стремились как можно точнее передать дух Босха. Зрители ощутят, как их то вовлекают в картины Босха, то снова отдаляют от них. 25 различных персонажей, волшебные маски и мастерство артистов дали картинам возможность ожить», — говорит Анж Потье, автор видео-сценографии спектакля. «Земля Нод». Спектакль в жанре site-specific театра, в котором музей предстает убежищем маленького человека. FC Bergman, Антверпен, Бельгия; концепция: FC Bergman 28, 29 июня, Центр дизайна Artplay
К созданию спектакля «Земля Нод» участников FC Bergman привел факт современной общественной жизни. В ходе большой реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене Фландрии на несколько лет оказалась закрыта галерея Рубенса — сакральное для культурного кода место. Сценография спектакля выстроена так, что публика оказывается в подготовленном к реконструкции музейном зале, все картины уже убраны, кроме одной — «Прободение ребра Спасителя». Зрители становятся свидетелями абсурдных, забавных, таинственных и даже катастрофических событий, происходящих в музее. Спектакль практически лишен слов. Действие двигается от иронической пантомимы, события которой могли бы случиться и в реальности, к фантасмагории. Библейские ассоциации — значимая часть спектакля, носящего имя земли скитаний, куда был сослан после братоубийства Каин. И музей как метафора культуры и вполне реальное место здесь оказывается убежищем, где ищет утешения маленький человек. После премьеры в Антверпене и серии показов в Бельгии и Нидерландах спектакль «Земля Нод» был представлен в программе Авиньонского театрального фестиваля, участвовал в театральных фестивалях в Швейцарии и Испании. Компанию FC Bergman в 2008 году основали Стеф Эртс, Джо Агеманс, Барт Холландерс, Маттео Симони, Томас Верстретени, Мари Винк. Команда создает визуально изобретательные, кинематографичные, крупномасштабные театральные представления, часто — в жанре site-specific театра, где в необычных локациях, само пространство взаимодействует с актерами и зрителями. «Трагедия мстителя». Спектакль Декланна Доннеллана, созданный с артистами знаменитого Театра Пикколо ди Милано. Театр Пикколо ди Милано – Театр Европы, Милан, Италия; режиссер: Деклан Доннеллан 29, 30 июня, Александринский театр, Основная сцена
«Трагедия мстителя» — первый спектакль, поставленный знаменитым британским режиссером с мировым именем Декланом Доннелланом с итальянскими артистами на итальянском языке. Литературной основой спектакля стала пьеса «Трагедия мстителя» драматурга якобинской эпохи, младшего современника Шекспира Томаса Мидлтона (авторство также приписывают Сирилу Тернеру). Мидлтон поселил своих персонажей в Италии и дал им «говорящие» имена: Виндиче («Мститель»), Спурио («Незаконнорожденный»), Супервако («Сверхпустой»), Луссуриозо («Распутник»), Амбициозо («Честолюбивый»), Кастицца («Целомудренная»)… «В те времена Италия была для англичан достаточно экзотическим местом, католическая Европа находилась где-то очень далеко и была потенциальным интервентом, носителем вредной и тлетворной идеологии, как Советская Россия в дни нашей молодости», — объясняет Деклан Доннеллан. Действие происходит при итальянском дворе. Виндиче должен убить Герцога, виновного в отравлении его невесты Кастиццы, отвергнувшей домогательства вельможи. Лондон времен Шекспира и Мидлтона переживал период поразительных изменений. Это был период огромного экономического роста и великих разорений, в городе преобладало чувство недовольства, которое умышленно игнорировалось. При чтении пьес Мидлтона чувствуется нависшая угроза, которая разрастается, как невидимая опухоль, питаясь обидами и несправедливостью, пока не убьет все вокруг. Мидлтон говорит с нами о коррумпированных чиновниках, погрязших в своих темных делишках, о людях, которых можно купить, как товар. Он описывает общество, одержимое похотью, славой, деньгами и положением в свете, где преобладает нарциссизм и болезненная потребность в самовосхвалении дабы убедить не только других, но прежде всего самих себя, что вообще-то они — люди добрые и справедливые.
Программа Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
16 июня афишу Театральной олимпиады открывает Программа Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, первым зрители увидят спектакль Виктории Тьере-Чаплин «Колокольчики и заклинания», затем будут показаны спектакли Даниэле Финци Паски и Лин Хвай Мина. «Колокольчики и заклинания». Аурелия Тьере и Джейми Мартинес в сюрреалистической постановке о воображаемом мире клептоманки Компания Аурелии Тьере Bells & Spells, Париж, Франция; режиссер: Виктория Тьере-Чаплин 16, 17 июня, Александринский театр, Основная сцена
Миры Виктории Тьере-Чаплин искрятся юмором и полны абсурда. В ее новом спектакле актриса Аурелия Тьере предстает в роли клептоманки. Она открывает нам дверь в свое воображение, со всеми оттенками его поэтичной неловкости. Погружаясь в мир клептомании, героиня оказывается во власти тех предметов, которыми она завладевает. Все эти предметы принадлежат некоему миру, имеющему собственный разум. Вешалка вдруг принимается разгуливать по сцене. Стулья и столы ускользают прочь, а через внезапно образующийся проем в стене появляются двое танцоров. Платье ни с того ни с сего обретает собственную жизнь… Здесь странное тесно соседствует со сверхъестественным; здесь любой обман зрения способен заставить вас улыбнуться и погрузиться в мечты. Здесь нет места логике, благоразумию или умеренности. Аурелия Тьере и Джейми Мартинес ведут нас сквозь воображаемые пространства, где юмористический сюрреализм переплетается с паранормальностью.
«Донка. Письмо Чехову». Реальные и выдуманные воспоминания о Чехове и его героях в «озере цирковой фантазии». Один из лучших спектаклей Даниэле Финци Паски. Сompagnia Finzi Pasca, Лугано, Швейцария; режиссер: Даниэле Финци Паска 18, 19 июня, Санкт-Петербургский Театр «Мюзик-Холл»
Цирковая магия отдает дань уважения Чехову этим шоу, полным волшебных картин, хрупкого равновесия, акробатов и жонглеров. Спектакль начал свою жизнь в январе 2010 года, по случаю 150-летнего юбилея со дня рождения Антона Чехова, став частью специальной программы Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. Даниэле Финци Паска окунулся в жизнь писателя через его произведения и дневники, расшифровывая его записки и давая цвет и форму всему тому, о чем сам Чехов загадочно умолчал. Донка — это удочка с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюет. Чехов был заядлым рыболовом, и рыбная ловля для него была чем-то вроде медитации. Режиссер, всегда находящийся в поисках «состояния легкости» в своих постановках, был очарован этим образом, и забрасывает свою удочку в озеро цирковой фантазии, рождая визуальную поэзию из висящих в пространстве предметов и тел. Интернациональная труппа, состоящая из актеров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров и акробатов, заполняет сцену под музыку Марии Бонзаниго, расстилающуюся ярким ковром и напоминающую о далекой России. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед нами проходит целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Сценки из утраченного мира сменяют друг друга под птичьи трели, шум ветра в кронах деревьев, китайские тени и разнообразие цветов, непрерывно подхлестывая наше изумление. Бессменный директор Чеховского фестиваля, президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин признался Forbes Life, что влюблен в спектакль «Донка. Послание Чехову». «Это копродукция фестиваля, которую мы делали вместе с потрясающим клоуном Даниэле Финци Паска. Это невероятно нежный, светлый, прекрасный, немного грустный и очень чеховский спектакль».
«Формоза». Прощальный спектакль самого известного азиатского хореографа Лин Хвай Мина. Театр танца Тайваня «Клауд Гейт»; режиссер: Лин Хвай-Мин 22, 23 июня, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Самый известный азиатский хореограф, а также танцовщик и писатель, куратор нескольких фестивалей и обладатель многих премий, Лин Хвай-Мин представляет публике свой прощальный спектакль. Постановка — не только дань уважения его родной стране, но и своеобразный итог его карьеры. В XVI веке, приближаясь к редкой красоты острову, португальские моряки с восхищением воскликнули «Формоза!», что значило «прекрасная». С тех самых пор и до новейшего времени удивительный остров Тайвань носил это имя. Вдохновленный красотой этой земли, ее легендами и песнями, Лин Хвай-Мин использует движение и начертанное слово, чтобы создать образ своей Вселенной — своей жизни, полный любви, трагизма и надежды. Спектакль начинается в белоснежной декорации, как сама жизнь — с чистого листа. По кипенно-белой глади бегут слова, собираясь в строки, накатывая и рушась, как волны разбиваются о берег. Эти волны слов приносят воспоминания, которые и есть настоящая память — они хранят только самое важное. «Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах. Слов не хватает — вздыхают, вздохов не хватает — протяжно запевают, песни не хватает — руки начинают плавно двигаться, а ноги — притопывать. Танец — это мощная форма выражения. Это разговор одновременно с небом и землей. Движения исчезают, едва успев появиться. Танец существует только на протяжении мимолетного мгновения. Это метафора самой жизни», говорит Лин Хвай-Мин.
Подробнее об афише, билетах и событиях Театральной олимпиады – на сайте theatreolympics2019.com.
О Театральной олимпиаде 2019
Одно из ключевых событий Года театра в 2019 году – Театральная олимпиада, в рамках которой в России пройдут гастроли лучших зарубежных театров, национальных театров из регионов России, а также лекции и мастер-классы ведущих театральных деятелей мира. Основная площадка Олимпиады — Александринский театр в Санкт-Петербурге. Олимпиада примет спектакли из 21 страны, покажет лучшие спектакли России, всего в программе более 50 российских и зарубежных постановок. В этом году Олимпиада проходит в 9-й раз, и впервые в своей истории — одновременно в России и Японии. Театральная олимпиада была основана 25 лет назад, в 1994 году, по инициативе всемирно известного театрального режиссера Теодороса Терзопулоса и впервые проведена в 1995 году на родине театра, в Греции, в городе Дельфы. Цель Олимпиады — показ лучших достижений современного театра, единение разных театральных школ, диалог их основателей и зрителей.
Оператор мероприятий Театральной олимпиады 2019 в России – Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума, который с 2012 года каждый год проходит в Северной столице. В 2019 году Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 ноября, и одним из главных его событий станет торжественное закрытие Театральной олимпиады. Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга.