18 декабря Театр им.В.Ф.Комиссаржевской в последний раз представит спектакль «БУРЯ»
15.12.2023 2652 0.0 0

18 декабря Театр им.В.Ф.Комиссаржевской в последний раз представит спектакль «БУРЯ» по трагикомедии У.Шекспира. Знаменитый спектакль «Буря», лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» и лучших зарубежных фестивалей, был поставлен 15 ноября 1998 года болгарским режиссером Александром Морфовым.
25 лет для спектакля – огромный срок, но до сих пор «БУРЯ»  пользовалась большой любовью и популярностью у зрителей.
Примечательно и то, что состав исполнителей сохранился почти в первоначальном варианте: по-прежнему легко и волшебно взлетает по канатам дух воздуха Ариэль (Родион Приходько), тонка и пронзительна Миранда (Евгения Игумнова), невероятно смешон в своей сварливости уродец Калибан (Анатолий Горин), веселы и бездумны, как дети, приспешники герцога Антонио…
Тем не менее, жизнь спектакля имеет свой срок, и хотелось бы, чтобы «Буря» осталась в памяти зрителей неким чудом, счастьем и прекрасным удивлением.
Сценическая версия по пьесе У. Шекспира в 2-х частях
Перевод Михаила Донского
Постановка и музыкальное оформление — Александр Морфов (Болгария)
Сценография и костюмы — Эмиль Капелюш
Балетмейстер — з.д. искусств России Сергей Грицай
Художник по свету — з.р. культуры России Аркадий Горелик
Костюмы изготовлены Стефанией Граурогкайте (Литва)
Спектакль «Буря» — лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2000» (номинация — «Лучший художник»)
Премьера состоялась 15 ноября 1998
Продолжительность спектакля — 2 ч. 40 мин. с антрактом

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Владимир Богданов, Евгений Иванов, Александр Большаков, Евгений Ганелин, Анатолий Худолеев, Евгения Игумнова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Александр Анисимов, Иван Васильев, Владимир Крылов, Александр Макин, Родион Приходько.  
Удивительная и красивая история, рассказанная великим автором, стала дорогим подарком для многих зрителей, в тайне тоскующих о сказке и волшебстве….
Загадочный мир потерянного в океане острова цепко захватывает героев в медовые сети. Духи обитают здесь повсюду и правят бал, потешаясь над людьми. И люди уже не властны над собой, попадая в завораживающий танец стихии чувств…


Режиссер Александр Морфов: «Мне хотелось воплотить в спектакле все новые идеи, ощущения шекспировской философской сказки. Наступает момент, когда каждый человек должен осмыслить - в высшем философском плане - свою жизнь и то, что происходит в мире после кардинальных перемен. ...Когда все идолы разрушены и низвергнуты. Именно в это время человек должен обратиться к самому себе, к собственному прошлому, настоящему и, по возможности, представить себе будущее. Точно на таком» рубеже находится и герой пьесы Просперо. Он задает те же вопросы. Кто я? Куда я иду? Должен ли я это делать? И вообще - существует ли объективно этот мир? На мой взгляд, наше спасение - в субъективности, в самоуглублении. Потому что государства и политики не дают нам никакого шанса, надежды на спасение» (Известия. 1998.13.11)

Выдержки из  седьмой лекции из курса Алексея Бартошевича
«Весь Шекспир»
«Если взглянуть на последние произведения художников разных времен и разных видов искусства, можно найти нечто их объединяющее. Есть что-то общее между последней трагедией Софокла «Эдип в Колоне», последними произведениями Бетховена, последними библейскими трагедиями Расина, поздним Толстым или поздним Достоевским и последними пьесами Шекспира.
Возможно, к художнику, который достиг предела, перед которым со страшной ясностью встала смерть как близкое будущее, приходит идея уйти из мира, оставив людям надежду, то, ради чего стоит жить, как бы ни была трагически безнадежна жизнь. Возможно, последние произведения Шекспира — это порыв к тому, чтобы вырваться за пределы катастрофической безнадежности.
«Буря» — пьеса, которую называют завещанием Шекспира, последним аккордом его творчества. Это, вероятно, самая музыкальная из шекспировских пьес и самая гармоническая. Это пьеса, которую мог создать только человек, прошедший через искушение трагедией, через соблазн безнадежности. Это надежда, возникающая по ту сторону отчаяния. Это, кстати, фраза из позднего романа Томаса Манна. Надежда, которая знает о безнадежности — и все-таки пытается ее преодолеть. «Буря» — это сказка, философская сказка. В ней действует волшебник Просперо, магическую власть над островом ему дают колдовские книги, его окружают фантастические персонажи: дух света и воздуха Ариэль, дух земли Калибан, прелестная дочь Просперо Миранда и так далее.
Но это не просто сказка и даже не просто философская сказка — это пьеса о попытке исправить человечество, исцелить безнадежно больной мир с помощью искусства. Совсем не случайно на это скопище уродов и злодеев, которые попадают на остров, Просперо напускает музыку как великую исцеляющую силу. Но вряд ли музыка способна исцелить их. Вряд ли искусство способно спасти мир, как вряд ли способна спасти мир красота. То, к чему приходит Просперо в финале этой странной, очень трудной для театра пьесы, это та идея, которая лежит в основании всего позднего Шекспира. Это идея спасения через милосердие. Только прощение способно если не изменить, то по крайней мере не усугубить зло, которое царит в мире. Вот к чему, говоря простыми словами, сводится смысл «Бури». Просперо прощает своих врагов, которые чуть не погубили его. Он прощает, хотя совершенно не уверен, что они изменились, что они исцелены. Но прощение — это последнее, что остается человеку перед уходом из мира.
После «Бури» Шекспир не пишет почти ничего. Последние четыре года он живет в Стратфорде и ничего не пишет.
Почему он молчит? Это одна из главных загадок его жизни. Одна из главных тайн его искусства. Может быть, он молчит потому, что все, что можно было сказать, что он должен был сказать, сказано. А может быть, он молчит потому, что никакой Гамлет не мог ни на йоту изменить мир, изменить людей, сделать мир лучше. Отчаяние и чувство того, что искусство бессмысленно и бесплодно, очень часто постигает великих художников на пороге смерти.
Когда в Испании умер Лопе де Вега, за его гробом шла вся страна — это были национальные похороны. Смерть Шекспира осталась почти незамеченной. Пройдет несколько лет, прежде чем его друг и соперник Бен Джонсон напишет: «Он принадлежит не одному нашему веку, а всем векам». Но это было открыто только через много-много-много лет. Настоящая жизнь Шекспира началась во второй половине XVIII века, не раньше. И она продолжается.  
18 декабря. Начало в 19.00
Театр им.В.Ф.Комиссаржевской (Итальянская ул., 19)

 


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика