Балет «Спящая красавица»
19.10.2016 2435 0.0 0

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР БАЛЕТА ИМЕНИ ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА
ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕМЬЕРУ БАЛЕТА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

Премьера классического балета Мариуса Петипа «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского в постановке известного французского хореографа, танцовщика и педагога Жана-Гийома Бара состоится 29 и 30 октября 2016 года на Основной сцене Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Художник-постановщик балета – Ольга Шаишмелашвили, художник по свету – Евгений Ганзбург.
Балет «Спящая красавица» стал первым опытом сотрудничества Театра балета имени Леонида Якобсона с известным французским хореографом, педагогом и танцовщиком Парижской оперы Жаном-Гийомом Баром. Хореограф уже работал в России. В 2007 году он постановил балет «Корсар» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Но в петербургском театре выбор пал на «Спящую красавицу», тем более, что звание Danseur Etoile Бар в свое время получил именно за исполнение партии Принца Дезире.
«Спящ ая красавица» была поставлена в Санкт-Петербурге в 1890 году. И уже тогда этот шедевр хореографического искусства оказался неразрывно связан с Францией. Прежде всего, благодаря оригинальной хореографии знаменитого Мариуса Петипа, который взял за основу сказку Шарля Перро и создал балет в стиле Людовика XIV, отсылающий зрителя к золотому веку классического танца и погружая в атмосферу Версаля.
Однако, за годы, прошедшие с момента первой постановки, балет претерпел значительные изменения. Изменились ожидания публики, техника исполнителей и физическая форма артистов. Именно поэтому, главной целью постановки, предлагаемой сегодня Театром балета имени Леонида Якобсона, стало желание «возродить» шедевр прошлого, сделать его интересным для сегодняшней публики.
Главной целью хореографа, в свою очередь, стало стремление не превратить балет в синтетическое искусство, уйти от сосредоточенности на виртуозности, атлетичности, не дать танцу стать акробатикой. Балет для Жана-Гийома Бара – это история, рассказанная танцем, а классическая хореография в сочетании с музыкой имеет собственную динамику, экспрессивность и способность нести идею. Инструментом для этого станет, например, партия феи Карабос, которая из мимической (как в постановке 1890 года) превратится в танцующую, и будет исполняться как женщиной (персонаж, противопоставляемый Феи Сирени), так и мужчиной.
Сюрпризом для зрителей станет, также и «пред пролог», который объяснит, причину ненависти Феи Карабос и прольет свет на многие события, рассказанные Перро и Петипа.

Жан-Гийома Бар о своей работе над постановкой:
«Моя цель в работе над этой премьерой – оживить традицию, сделать ее актуальной и гармоничной. Классический балет берет начало из великой школы, но ставить его нужно так, будто он создан сегодня. Иначе это нечто «пыльное» и устаревшее. У каждого времени – свой вкус, и быть вне времени в искусстве очень сложно. Меняются стили, эпохи, но язык классического танца всегда остается универсальным. Используя весь его словарный запас и весь свой опыт в профессии, я постараюсь придать спектаклю современный и изысканный вид. Мне интересно искать любые возможности и средства для того, чтобы танец был в нужном темпе: медленным и быстрым, внизу и в воздухе, но при этом логичным, связным и чувствительным к живому оркестровому исполнению.
Для того, чтобы придать балету дополнительную глубину и смысл, я введу в либретто предпролог, который поможет публике понять причины злости и обиды феи
Карабос, заколдовавшей принцессу, узнать мотивацию ее поступка. Ее месть королю и королеве станет своего рода метафорой, выражающей суть современного общества: Карабос разрушает, ее образ несет в себе хаос, а фея Сирени, наоборот, несет гармонию и витальность.
Кроме того, я активно задействовал сцены пантомимы, сделал их более яркими и выразительными, и максимально усилил актерскую игру. Я репетирую, как в драматическом театре: провожу с исполнителями подробный разбор каждой роли, ищу логику в действиях персонажей, оправдание их действий и чувств – буквально работаю по знаменитой системе Станиславского. Я хочу как можно ярче подчеркнуть в «Спящей красавице» мужской танец, и особенно – партию принца. Принц Дезире по значимости персонажа должен быть равен принцессе Авроре. А еще я хочу предложить зрителю две версии феи Карабос – мужскую, как изначально предлагал Петипа, и женскую. С первой отлично справится характерный танцовщик, а во второй наша Карабос станет очень красивой… Это вряд ли можно назвать традиционной трактовкой данного образа, но главное, что фея Карабос будет в полной мере танцующей, а не только мимической.
При этом я ни в коем случае не хочу ни на что провоцировать ни публику, ни артистов. Я – не провокатор. Наоборот, я считаю, что классический танец – это невероятно красивое искусство, когда оно делается по всем правилам».

29 и 30 октября. Начало в 19.00
БДТ им. Товстоногова (Наб.р.Фонтанки, 65)


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика