ХХХII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»
26.09.2022 1855 0.0 0

В афише ХХХII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» спектакли, каждый из которых уникален и не похож на остальные сложностью тем и проблем, режиссерским почерком и драматургической основой. Но и в этом разнообразии есть свои акценты, объединяющие всю программу в единое целое – ТЕАТР НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Свои лучшие спектакли на фестивале представят ведущие российские театры: Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина (Москва), Московский Художественный академический театр имени М. Горького, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль) Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), Сахалинский Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-Центр) Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Московский академический театр имени Вл. Маяковского и Театр кукол Республики Карелия (Петрозаводск).
В особом фокусе фестиваля программа Московского Театра Юного Зрителя. Мастера Генриетта Яновская и Кама Гинкас представят молодых режиссеров: Елизавету Бондарь, Андрея Гончарова и Викторию Арчая.
Знаковое место в программе занимают спектакли творческих коллективов из Беларуси. Театральный Минск на фестивале представляют: Республиканский театр белорусской драмы, ТриТформаТ и Белорусский государственный театр кукол.  
В специальную программу фестиваля «Смотрите, кто пришел» включены спектакли петербургских театров «Мастерская», Театра на Васильевском, Театра-фестиваля «Балтийский дом».
В рамках дополнительной программы пройдут традиционные «Някрошюсовские чтения», в этом году посвященные русской актерской школе; Творческая лаборатория «Белорусская "новая драма". Тенденции развития».
Фестиваль откроет премьерная постановка Театра-фестиваля «Балтийский дом» – «Как Арапа женили. Невероятные приключения Петров Великих и прадеда Александра Пушкина в прошлом, настоящем и будущем», режиссер Виктор Крамер. 29 сентября зрители встретятся с Петром Великим и Екатериной Великой, Ибрагимом Ганнибалом, великим князем Меншиковым. Встретятся и … удивятся. Ведь всем известная история в этой постановке перепета, перетанцована и пересказана языком XXI века. Спектакль поставлен к 350-летнему юбилею со дня рождения Петра I. В главной роли з.а. России Григорий Сиятвинда.

Акцент на классику вне времени
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина представит на фестивале постановку «Р». Режиссер Юрий Бутусов о своем спектакле говорит так: «Конечно же, это пьеса о России, о власти, о грехах и расплате. Но я бы хотел, чтобы спектакль был и о том, что делает с нами пьеса "Ревизор", какие мысли и чувства она рождает в нас, о невозможности принять действительность и невозможности бегства от нее, и о неистребимой жажде оного, о поисках рая, свободы как единственной настоящей человеческой ценности. В этом спектакле нет протеста, есть только невообразимое удивление перед человеческой природой, есть только тоска о времени, которое уходит, хотим мы этого или нет… Хотелось бы, чтобы это была история о том, что искусство способно лечить реальность, лечить жизнь, лечить людей…». В роли Антон Антоновича – Тимофей Трибунцев, в роли Ивана Александровича – Константин Райкин. Показы пройдут 7, 8 октября.
Еще одно прочтение знаменитой гоголевской комедии представит на фестивале Театр кукол Республики Карелия (Петрозаводск, Россия) 10 октября. «Ревизор» в постановке Игоря Казакова смотрится на одном дыхании и надолго остается в памяти. Спектакль поставлен по проекту «Культура малой Родины».
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова из Ярославля представит спектакль «Отцы и дети». Эта постановка будет интересна разным поколениям: и зрелому, и молодому зрителю. И отцам, и детям. Вот как режиссер Анджей Бубень говорит о своей работе: «Тургенев – очень тонкий писатель, у которого очень важно всё, что остается за словами. В его романе есть темы, вопросы, которые, как мне кажется, и сегодня будоражат не меньше, чем когда он писал „Отцов и детей“. Один из таких вопросов есть вопрос примирения или не-примирения поколений. Кто-то сказал, что свойство русской культуры в том, что в ней „дети“ постоянно заявляют „отцам“: „Мы пойдем другим путем!“. И поэтому возникает вопрос, как сделать так, чтобы сохранить наше прошлое, наши корни, но при этом двигаться дальше. Как не застывать на одном месте, но при этом не сжигать всё, что было прежде нас…».
Любое воплощение произведений Михаила Булгакова на сцене всегда вызывает повышенный интерес. И это понятно, ведь писатель по сей день остается одним из самых читаемых авторов, загадочным и неоднозначным классиком вне времени. Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина 13 октября представит на фестивале спектакль «Морфий». Режиссер Антон Федоров избавляется от бытовой реалистичности и пугающих подробностей при помощи формы – постановка решена на стыке жанров мультфильма, черно-белого кино и клоунады. Это, однако, не упрощает смысла булгаковского высказывания, а, наоборот, обнажает экзистенциальные вопросы, звучащие его текстах.
Акцент на историю личности и личность в истории
18, 19 октября Московский Художественный академический театр имени М. Горького  представит свою резонансную премьеру «Женщины Есенина», режиссер-постановщик Галина Полищук. В центре сюжета – судьбоносные встречи пропащего «хулигана» и самые главные его женщины, роли которых исполняют: Екатерина Стриженова – мать поэта Татьяна Федоровна, Екатерина Ливанова – Аня Изряднова, Алиса Гребенщикова – Зина Райх, Екатерина Волкова – Айседора Дункан, Агния Кузнецова – Галина Бениславская, Наталия Медведева – Соня Толстая.
Белорусский акцент
Беларусь – страна с давней театральной традицией. Но в современном белорусском театре в глобальном смысле произошла смена матрицы – благодаря молодым режиссерам изменился сам способ театрального мышления, появились творческие коллективы с особенным взглядом и особенным почерком.
Республиканский театр белорусской драмы, образованный в 1990 году как театр-лаборатория для поддержки и развития белорусской драматургии, сегодня создает спектакли на острые социальные темы, экспериментирует, активно занимается поиском новых форм и жанров в театральном искусстве. На фестивале 2 октября творческий коллектив представит свой премьерный спектакль «Камень глупости», режиссер Дмитрий Зимин. Современная история драматурга Константина Стешика – это меланхоличные сцены из жизни человека, который после сложной операции начинает остро ощущать бессмысленность происходящего в его жизни и вокруг. И что делать?
Спектакли режиссера Татьяны Самбук, ученицы Сергея Соловьева, в театральном проекте «ТриТформаТ» удивляют новым взглядом на классику. 3 октября зрителей ждет встреча с «Карениной» в исполнении известной белорусской актрисы Веры Поляковой.
Надо ли пересказывать содержание раннего цикла рассказов «Записки юного врача» Михаила Булгакова? Скорее всего – надо. Молодой доктор, вчерашний студент, отправляется в провинциальную глубинку, чтобы стать главным и единственным врачом.  И вот… О его жизни 4 октября расскажут актеры Белорусского государственного театра кукол. Можно сказать, что зрителей ждет встреча с героями классической истории, если бы не режиссер спектакля Евгений Корняг. В каждом своем спектакле он мастерски расставляет загадки, разгадывать которые непросто и увлекательно. В целом «Записки юного врача» – это драматический спектакль, в котором присутствуют элементы театра кукол, пластического и психологического театра, а также звучат зонги.

Акцент на молодых
В 1990 году спектаклем Камы Гинкаса «Играем "Преступление"» по роману Достоевского Московский ТЮЗ открыл новую сцену под названием «Игры во флигеле». Проект пережил моменты славы и полного забвения, пока в 2015 году не родился вновь, став площадкой
где идут очень разные спектакли: режиссеров молодых и мастеров, великие романы и короткие рассказы, вчера появившиеся пьесы и классика девятнадцатого века. На фестивале будет представлено три спектакля молодых режиссеров, которые с успехом идут в камерном белом зале во флигеле.
«Семья Грей», режиссер Андрей Гончаров – это спектакль о любви внутри одной большой семьи.
«Пятая печать», режиссер Елизавета Бондарь – это спектакль о судьбах четырех человек, мимо которых несется к финалу страшная война, а что еще страшнее – и сама жизнь.
«Человеческий голос», режиссер-хореограф Виктория Арчая, – это попытка через пластику тела, ритм, тембр, через движение передать звучание знаменитой монопьесы Жана Кокто.

Акцент на эксперимент
11 октября Московский академический театр имени Вл. Маяковского пригласит зрителей на встречу с «Новаторами». Артисты «Маяковки» под руководством режиссера Никиты Кобелева поделятся документальными историями о компьютерных гениях, начиная с XIX века до конца XX века, от первого в истории программиста Ады Лавлейс, дочери поэта Байрона, до первого блогера 1990-х годов, от создателей первых компьютеров 30-40-х годов XX века до таких фигур, как Стив Джобс и Билл Гейтс.
Артисты Сахалинского Международного театрального центра им. А.П. Чехова (Южно-Сахалинск, Россия) вместе с режиссером Александром Созоновым нашли нестандартное решение для пьесы молодого автора Светланы Петрийчук «Вторник короткий день».
13 октября зрители этого спектакля станут пассажирами рейсового автобуса, находящимися буквально на расстоянии вытянутой руки от героев спектакля, и в полной мере почувствуют на себе «слом» четвертой стены.
Петербургский акцент
Важной частью фестиваля станет Петербургская программа под девизом «Смотрите, кто пришел», в которую войдут спектакли режиссеров, ярко проявивших себя на театральной карте города: Роман Габриа и спектакль «Петруша, сын ли ты мой или нет?», Роман Муромцев и спектакль «ПРО-СКАЗКИ» и Руслан Нанава и спектакль «Урожай».

Акцент на образование
III Някрошюсовские чтения. 6-7 октября
Напомним, Някрошюсовские чтения – это уже традиционная профессиональная дискуссия, включающая в себя серию мероприятий, направленных на изучение теоретических и практических аспектов современного театрального процесса. Впервые конференция прошла в 2020 году и была посвящена творчеству Эймунтаса Някрошюса, режиссеру, с именем которого неразрывно связан фестиваль «Балтийский дом». В 2021 году главной темой диалога стала советская и российская драматургия периода 1936–2021 гг.
В 2022 году разговор пойдет о русской актерской школе, вопросах театрального образования. На вопрос о том, «Как и чему учить артиста в 21-м веке?» ответят известные театральные педагоги, режиссеры, руководители творческих вузов и мастерских России.

Творческая лаборатория «Белорусская "новая драма". Тенденции развития».
3-4 октября

С основным докладом по теме лаборатории выступит руководитель Центра белорусской драматургии Анастасия Василевич (Минск, Республика Беларусь). В рамках лаборатории состоятся театрализованные читки четырех пьес белорусских авторов, появившихся в последние несколько лет: «Катапульта» Дмитрия Богословского, «Друг мой» Константина Стешика, «Ты найдешь Алису под старым снегом» Алёны Иванюшенко и «Экстерминация» Ксении Шталенковой. Обсуждению представленных пьес с участием авторов и разговору о сценических перспективах белорусской драматургии будет посвящен завершающий работу лаборатории Круглый стол.

Акцент на память
В дни фестиваля в Выставочном фойе театра будет работать выставка «Алхимия Някрошюса», приуроченная к 70-летию со дня рождения всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса, который был неотъемлемой частью Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».

XXXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» станет своеобразным путеводителем по театру нашего времени, высвечивая и неожиданные акценты, и знаменитые имена, и, самое главное, открывая дорогу новому.

Традиционная поддержка фестиваля
XXХII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет при поддержке Министерства культуры России, Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга.
Генеральный спонсор фестиваля – Банк ВТБ (ПАО


Теги:Международный, фестиваль, «Балтийский дом», Театральный, Афиша

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика