V международный фестиваль конкурса коротких пьес Stories.
14.01.2024 1792 0.0 0

18 и 19 января 2024 на сцене Санкт-Петербургского театра «Суббота» состоится V международный фестиваль конкурса коротких пьес Stories.
Stories – уникальный фестиваль для нашей страны. И с каждым годом приобретающий все большую и большую популярность.
Stories – это максимум содержания в предельно сжатой, динамичной, ёмкой
форме. А еще – только новые тексты!
Конкурc основан в 2019 г. театроведом Татьяной Джуровой и главным режиссером театра
Андреем Сидельниковым. Он нацелен на поиск новых короткометражных (объем не более 12 страниц) пьес для театра на русском языке и на их скорейшее появление на театральной сцене не в виде читки, а в форме полноценного спектакля.
Организаторы ежегодно собирают команду экспертов, среди которых известные
режиссеры, драматурги, театроведы, переводчики. На протяжении двух с половиной
месяцев они читают, оценивают и отбирают пьесы. Зимой театр «Суббота» организует
показ режиссерских эскизов пьес из шорт-листа. За время проведения конкурса ридерами разных лет были прочитаны около двух тысяч новых текстов для театра на русском языке. Благодаря конкурсу в «Субботе» появилось восемь спектаклей по новой драматургии — «Ноябрь 86» Юлии Тупикиной, «Сталлоне Любовь Корова» по пьесам Анастасии Шумиловой и Лены Петуховой, «Арбуз» Анны Киссель, «Война завтра не закончится» Игоря Яковлева, «Я монстр» Инны Ким, «Московский мусор» Любови Страховой, «Уголь» Катерины Антоновой и «Когда я был Андреем» Екатерины Златорунской. В Астраханском драматическом театре режиссером Александром Огаревым был поставлен спектакль «День города N» по четырем пьесам Stories: Евгении Юсуповой «KILL кит», «Живые не слышат» драматурга Эрика Царукяна, «Как болезнь» Светланы Сологуб, «Макси-и-м!» Елены Вольгуст. Одна из победительниц третьего конкурса — пьеса Лидии Головановой «Монотония» принята к постановке в БДТ им. Г. А. Товстоногова.

В новом году Stories в пятый раз объединил драматургов со всего мира, пишущих
на русском языке. На конкурс было представлено 450 новых пьес, из которых эксперты выбрали 24 лучших. 12 из них вошли в шорт-лист. Шесть зрители увидят на сцене на
фестивальных показах.
Спектакли-эскизы на фестивале создают известные режиссеры. Играют – актёры театра «Суббота».
Каждый эскиз будет показан только один раз (!), поэтому для зрителей фестиваль станет особенным подарком и возможностью увидеть любимых актёров в неожиданных и уникальных образах. Хотя нужно сознаться, что финалисты прошлого года имели такой успех, что все шесть сохранились в репертуаре «Субботы»
В фестивале 2024 года примут участие ведущие молодые режиссеры России, уже громко заявившие о себе и чьи постановки идут в том числе в театрах Санкт-Петербурга и Москвы: Александр Золотовицкий (Москва), Роман Кочержевский (Санкт-Петербург), Тимур Кулов (Казань), Фамил Джавадов (Санкт-Петербург), Александр Агеев (Южно-Сахалинск), Сергей Соболев (Санкт-Петербург).
В рамках фестиваля 14 января в 17:00 во Флигеле театра «Суббота» прошла творческая встреча с ведущим современным белорусским драматургом Константином Стешиком.

Каждый день фестиваля будет включать три показа.
Показы эскизов по дням фестиваля распределились так.

Программа
18 января
✦ Люся Прохоренко «Пьяный космонавт» (Пермь), режиссер Сергей Соболев;
✦ Иван Орлов «Я помидор» (Санкт-Петербург), режиссер Александр Золотовицкий;
✦ Иван Бевз «Никто не приехал» (Москва), режиссер Тимур Кулов.
19 января
✦ Мария Фоменко «Солнечные змеи» (Санкт-Петербург), режиссер Фамил Джавадов;
✦ Павел Соколов «Папа в доме» (Москва), режиссер Александр Агеев;
✦ Александр Елизаров «Бэтмен» (Санкт-Петербург), режиссер Роман Кочержевский
Начало в 19:00
Возрастное ограничение 18+

О пьесах фестиваля 2024 года
«Я помидор», Иван Орлов. Режиссёр Александр Золотовицкий.
Пьеса «Я помидор» (именно так, без тире) почти с первых реплик отсылает к «Превращению» Кафки. Вся-то разница между героем пьесы и героем рассказа в том, что Грегор Замза превращается в насекомое, а Саша, муж Жени, в помидор. Большой, спелый, красивый, налитый соком. В «Я томат» превращение суть результат охлаждения чувств между супругами и повышения в квартире температуры воздуха для промышленного выращивания помидорной рассады, что по задумке Жени, должно как-то повысить доходы в семейный бюджет. Но Женя не алчная, их семья не самая бедная. Она равнодушная. Лишь метаморфозы мужа рождают у Жени быстро гаснущий интерес. А что делать? Собственно, Женя не фанат помидоров как таковых, даже сок томатный не любит. С помидором и не поговоришь как следует, не покричишь на него, не поиздеваешься. Молчит он, помидор. Что остаётся бедной женщине, как ни сдать в финале помидор-переросток представителям конторы по заготовке овощей. Ненужность близких друг другу, фатальная, густопсовая, эсхатологическая – становится смысловым ядром сюжета. Не страшно стать помидором, не носорогом же – это избавительно…
Нияз Игламов — театральный критик.

«Никто не приехал», Иван Бевз. Режиссёр Тимур Кулов.
Пьеса «Никто не приехал» — мой личный праздник, именины сердца. Автор обозначает жанр как «пьеса без слов», хотя слов в тексте предостаточно. Но не прямая речь, а сам их, слов, порядок, в полной мере даёт представление о несомненном литературном таланте автора. Чувствуется, что о современной литературе и делах окололитературных автор знает далеко не понаслышке. Еще одним фактором моей влюбленности в этот текст выступает пронизывающая его тонкая и горькая ирония или пост-ирония (не вполне вижу границы этих приёмов), моментально переходящая в не менее тонкий и оттого особенно язвительный сарказм. Судя по интонации, чувствуется личный авторский опыт пережитых надежд и воспоследовавших за ними разочарований. И наконец, если перестать иронизировать самому, этот текст бросает серьезный вызов театру. Понятно, случаются пьесы куда радикальнее «Никто не приехал», но они, как правило, ограничивают область сугубо театрального поиска изначальной авторской образностью. Тем ценнее опыт прочтения «Никто не приехал» как текста, изначально претендующего на самые разные сценические трактовки. А сюжет? Да он не особенно важен. Приехал молодой писатель на один литературный фестиваль в глубинке, а больше-то никто и не приехал. Разве нам так важен сегодня сюжет «Любви к трём апельсинам»? Куда как важнее таящаяся в словах возможность актёрских и режиссёрских открытий.
Нияз Игламов — театральный критик.

«Бэтмен», Александр Елизаров. Режиссёр Роман Кочержевский.
Главный герой этой пьесы, он же драматург Александр Елизаров, существует в нескольких измерениях разом. Воображаемое и реальное, «лихие 90-е» и современность переплетены так тесно, что выдуманное и действительное практически неотличимы. Единый мотив, объединяющий измерения, мотив утраты родителей. Этот мотив представлен в нескольких вариациях. Может быть, его отец стал жертвой криминала, может, погиб на одной из Чеченских войн, может быть, он просто ушел из семьи. А, возможно, ничего этого не было. И сегодня его родители, с которыми у героя истончилась душевная связь, просто живут в другом городе, ходят в «Пятерочку» или «Дикси», обедают в фуд-кортах. А та влюбленная молодая пара, запечатленная на выцветшей фотографии, которая хранится в архиве героя, единственное настоящее свидетельство существования людей, бывших когда-то, но поглощенных океаном времени.
Татьяна Джурова — театральный критик.

«Солнечные змеи», Мария Фоменко. Режиссёр Фамил Джавадов.
Ключевой образ пьесы – пазл из тысячи деталей. Эта та реальность, которую герой, переживающий утрату близких, пытается организовать в единое целое. Но будто на импрессионистической картине, стоит приблизиться, она распадается на фрагменты: запахи, звуки и цвета, ягода малины, застрявшая в щербатых зубах девочки и татуировка на руке отца, солнечные блики и тени. Герой заперт в своем внутреннем мире, но этот мир уникален и по-своему гармоничен, он обладает удивительной чувственной интенсивностью. В то время, как его попытки понять миры и психологию других, терпят провал. «Я пытался. Я бы очень хотел, чтобы мир был собран во что-то целое. Мир - спокойствие, тишина, всё вокруг, космос. Космос же — это хаос, упорядоченный в идеи. Планета – это идея. А я хаос. Мой мир, это миллион деталей, которые я собираю».
Татьяна Джурова — театральный критик.

«Пьяный космонавт», Люся Прохоренко. Режиссёр Сергей Соболев.
Монолог Люси Прохоренко «Пьяный космонавт» – женская реплика к поэме Венечки Ерофеева «Москва – Петушки». Она легко могла бы стать комиксом, так наглядно и лихо отрефлексированы в ней причины, взлеты, феерические зигзаги, отвратительные падения и, в конце концов, чувства женщины в диком потоке алкогольного трипа. Серьезность ситуации здесь компенсирована абсурдностью анекдотических положений. Танцуя свой литературный танец из девяти эпизодов, автор без всякой жалости срывает с героини все вуали подросткового инфантилизма, чтобы в финале оставить ее без всякой надежды. Но пьеса, конечно же, не про безысходность, а про любовь и взросление.
Владимир Кантор — театральный критик.

«Папа в доме», Павел Соколов. Режиссёр Александр Агеев.
«Папа в доме» – напряженный и откровенный диалог дочери и отца. Внутренний драматизм их отношений выводит на первый план фигуру мужчины в восприятии современной женщины, заставляет задуматься о том, зачем и почему сегодняшняя женщина, способная гораздо успешнее реализовать себя в наши дни, так нуждается в мужской поддержке. И о том, как часто жизнь, мир или судьба отнимает самых дорогих людей. И она ничего не может с этим поделать. Камерная история школьной учительницы из небольшого русского города случилась совсем недавно – действие происходит весной 2023. Это наша жизнь, совсем близкая, происходящая рядом, в соседних квартирах, на наших улицах. Сквозь личную драму молодой женщины в тексте Павла Соколова поблескивают триггерные точки современного общества. Эти тревожные «маячки» помогают почувствовать тесную связь частного сюжета и глобальных противоречий современной жизни.
Владимир Кантор — театральный критик.


Теги:Stories, театр «Суббота», фестиваль

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика