Гениальный композитор Михаил Глинка "имя которого вполне сопоставимо с бессмертными делами А. С. Пушкина: оба они стояли у истоков могучего художественного движения , которое называется русской классикой.
Илья Ефимович Репин. Михаил Глинка во время работы над оперой «Руслан и Людмила», 1887.
Занимательные факты:
Пожалейте гения, господа!...
Однажды в доме Глинки собрались друзья и на трех роялях, которые стояли у композитора в зале, все вместе принялись играть произведения Бетховена. Надо сказать, что все они, хотя и любили музыку Бетховена, были дилетантами. Через пять минут Глинка, заложив руки за спину, стал нервно расхаживать по комнате.
- Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете?- обернувшись, спросил наконец один из музицировавших гостей.
- Так нельзя, господа! - воскликнул Глинка в отчаянии. - Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!
Рассказывают, что в молодости Михаил Иванович Глинка обладал феноменальным красивейшим голосом. У него был тенор, который приводил в восхищение публику. Однажды собралось довольно много народа. Среди собравшихся был юнкер егерского полка юный князь Кастриото Скандербек. Он впервые услышал Глинку.
Михаил Иванович был в ударе и пел невыразимо хорошо. Когда он умолк, обнаружилось, что бедный юнкер близок к обмороку...
- Что с вами, князь? - спросили у юноши опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
- Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд...
Теща Глинки весьма благоволила к музыкальным увлечениям Михаила Ивановича и даже называла его "мой маленький Моцарт".
Услышав это обращение, кто-то из друзей спросил композитора:
- Она так любит Моцарта?
- Что ты! - замахал руками Глинка.- Она его знать не знает, но как-то прослышав, что Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и ее зятя...
Жена Глинки была совершенно равнодушна к музыке. Как-то раз Глинка пришел домой после концерта, в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена, потрясенный до слез. Жена испуганно спросила:
- Что с тобой, Michel?!
- Бетховен... - едва смог выговорить Глинка и заплакал.
- Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?
Работая с певцами над оперными партиями, Глинка очень долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой. Она имела дивный, но маловыразительный голос. А в партии Гориславы в "Руслане и Людмиле" в первую очередь должна была быть выразительность пения. Глинка, чтобы хоть как-то растормошить певицу, подкрался сзади и больно ущипнул ее. Лилеева истошно вскрикнула.
- Вот! Вот этого мне и надо! - засмеялся Михаил Иванович. - Теперь ты сама видишь, душа моя, что в этой фразе можно прибавить и жизни, и выразительности. Вот так и пой, иначе я снова повторю мою маленькую педагогическую хитрость...
Великий князь Михаил Павлович очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. Когда нужно было сажать своих провинившихся офицеров под арест, он отсылал их на представление оперы Глинки "Руслан и Людмила", говоря:
- Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!..
Иван Сусанин.
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу, и там же и погиб. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего Михаила Романова, который еще не знал, что станет царем. Дорогу им вызвался показать Иван Сусанин. Отечественная война 1812 года пробудила в людях интерес к своей истории, популярными становятся сюжеты на русские исторические темы.
Иван Сусанин. Большой театра СССР. (1979)
М.Глинка "Иван Сусанин". Опера в постановке Государственного академического Большого театра Союза ССР. Либретто - Г.Розен, редакция С.Городецкого. Дирижер Марк Эрмлер. Запись по трансляции из Большого театра.
Руслан и Людмила.
Композитор написал ее по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов оригинала.
Камаринская.
Камаринская - русская народная плясовая мелодия, широкую популярность получила в одноименной увертюре Глинки. В ней композитор подражает русскому народному пению с подголосками, когда произведения начинается в один голос, а при развитии добавляются новые голоса. По утверждению историка-краеведа Пясецкого, русская народная песня "Комаринская" ("Камаринская") — осталась "памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину". Другая версия говорит о Камаринской как о песне радости людей, убежавших из татарского плена.
Вальс-фантазия (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Как и в польских танцах из оперы "Жизнь за царя", Глинка идет по пути симфонизации вальса - прием, которым пользовался другой великий композитор Петр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия - одно из самых значительных, известных и часто исполняемых произведений Глинки.
"Патетическое трио" (1832)
Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к камерной музыке. Всю оставшуюся жизнь Глинка писал фортепианные, сценические, оркестровые, вокальные и хоровые произведения. В то время Глинка путешествовал по Италии, поправляя здоровье. Конечно, на него влияли итальянские композиторы. Вскоре после завершения работы над трио, в Милане состоялась его мировая премьера. Его первыми исполнителями стали музыканты оркестра театра Ла Скала кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано. Позже Глинка отредактировал трио для скрипки, виолончели и фортепиано.