Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. бр. Васильевых. Член КПСС с 1946 года.
Гениальный артист Кирилл Лавров завещал похоронить его рядом с могилой жены на простом кладбище, отказавшись от положенного по его статусу места упокоения в престижном пантеоне Александро-Невской лавры.
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде.
Прабабушка Кирилла Лаврова по материнской линии владела фамильным имением в Смоленской губернии, под Вязьмой, в трех верстах от усадьбы Грибоедовых. Предки Кирилла Лаврова дружили с семьей Грибоедовых, и с Александром Сергеевичем Грибоедовым в частности.
Дед Лаврова по матери служил офицером в Павловском полку, а дед по линии отца – Сергей Васильевич Лавров руководил гимназией Императорского человеколюбивого общества, помогавшего детям-сиротам. В 1917 году после революции Сергей Васильевич вынужден был эмигрировать. Оставив свою жену с детьми в России, он отправился в Белград, стал там основателем центра русской эмиграции, смотрителем русских школ, разбросанных по разным городам Сербии, и умер там в 1934 году.
Отец Кирилла Лаврова - Юрий Сергеевич был актером. Его карьера начиналась в Большом Драматическом театре. Мать Лаврова тоже была актрисой, занималась литературно деятельностью и много записывалась на радио. Продолжая актерские традиции своей семьи, Кирилл не стал изменять семейной профессии и тоже стал актером, во многом превзойдя своих родителей.Кирилл рос хулиганистым и задиристым мальчишкой. Одним из увлечений Кирилла был футбол, и его взяли в команду ленинградского «Спартака».
Семья Лавровых жила в Ленинграде в то время, когда в СССР начались репрессии и чистки среди интеллигенции, и в это нелегкое и страшное время родители Кирилла Лаврова были вынуждены отправиться в Киев. Тем временем Кирилл остался в Ленинграде с бабушкой, которая вырастила его и оказывала всяческую поддержку.
Авиатехник Кирилл Лавров. 1944 год
Кирилл Лавров очень любил Петербург, и позже в интервью рассказывал: «Иногда у меня бывают такие периоды, особенно осенью – в октябре или ноябре, когда я ненавижу Петербург и чувствую, что помираю. В эти месяцы готов уехать из города куда угодно. Но зато потом бывает такой Петербург, который искупает все неприятности своей красотой и величием». В детстве он не хотел уезжать из Ленинграда, но началась война и семья Лавровых была эвакуирована в Кировскую область. В 1942 году семья перебралась в Новосибирск, где он стал работать на заводе Наркомата боеприпасов сначала учеником, а затем токарем. В начале 1943 года Кирилл добровольно пошел в армию, и его направили в Астраханское военно-техническое училище.Уже в те годы у Кирилла зародилась мечта стать известным актером, чтобы покорить весь мир своей игрой, но тяжелое военное время заставило многих людей переступить через свои мечты и отдать все силы во имя спасения государства. Много позже Кирилл Лавров в интервью рассказывал: «За свои почти 80 лет я получил немало жизненных уроков. Самый главный из них — человеку предначертано все заранее. И не надо противиться судьбе, она сделает все как нужно. Я совсем не призываю к тому, чтобы пассивно существовать в этом мире, нет. Но на том главном направлении, которое тебе определяет судьба, ты должен быть очень работоспособным, чтобы добиться чего-то. И активная жизненная позиция совсем не исключается — надо обязательно добиваться того, чего тебе хочется, что ты считаешь верным. Но все равно очень многое предопределено. Я твердо чувствую, что в моей судьбе все заранее запрограммировано».
В 1943 году 17-летний Кирилл Лавров был призван в ряды Красной армии, где проходил службу до 1950 года. Он ответственно нес службу и окончил Астраханскую военно-авиационную школу механиков. После учебы в качестве механика он 5 лет проработал на авиационной базе на Курильских островах, где обслуживал бомбардировщики «Пе-2». Лавров вспоминал спустя много лет: «Я искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках бить фашистских гадов. Какой-то смешной инструктор обкома пугал меня своими вопросами: «Вот, если ты попадешь в плен к немцам, выдашь своих или нет?», а я ему отвечал: «Не выдам!».
Во время военной службы Лаврова по-прежнему не покидало желание стать актером. Он часто участвовал в спектаклях и сценах, которые показывали в армейском клубе. После окончания военной службы Лавров не оставил желание стать профессиональным актером, но путь к реализации мечты был не так прост - военные годы и отсутствие высшего образования негативно отразились на возможности начала актерской карьеры. Все театральные училища Москвы присылали Лаврову лишь отказы, и мечта стать актером была под угрозой. Но Кирилл Лавров был не из тех людей, что сидели, сложа руки, и покорно повиновались судьбе. Не оставляя надежд, Лавров продолжал действовать, и после ряда неудач при поступлении в театральные вузы в Москве он переехал к отцу в Киев, где Юрий Лавров, будучи известным актером, сильно повлиял на судьбу сына. Приехав в Киев, Кирилл Юрьевич устроился работать актером на пробный срок в Киевский театр Леси Украинки. Поддержка отца, его пример и возможность выходить вместе на сцену помогли Кириллу отточить свое мастерство и подготовиться к работе на большой сцене.
Сначала его обязанности ограничивались участием в массовых сценах, однако его актерское мастерство, отличные внешние данные и стремление к самоусовершенствованию показали - на что способен молодой актер, и вскоре Кирилл Лавров получил постоянную работу. Благодаря директору Киевского театра, в котором работал Кирилл Юрьевич, начинающего актера ждал успех. Константин Хохлов, видя талант и способности Кирилла, в 1955 году пригласил Лаврова в Большой драматический театр, в котором в дальнейшем Кирилл Лавров проработал всю свою жизнь. За этот период работы он сыграл около 60 ролей, а с 1989 года и до самой смерти он сам руководил Большим драматическим театром, который за несколько десятилетий стал ему настоящим родным домом. Наиболее известными театральными работами Лаврова в то время стали Молчалин из пьесы «Горе от ума», Городничий из «Ревизора», Соленый «Три сестры», Астров из «Дяди Вани». У зрителей Большого драматического театра образы этих героев ассоциировались именно с Кириллом Лавровым, настолько хорошо он играл и передавал смысл написанный автором произведений. О своей работе Лавров рассказывал: «Никогда, даже в самые «звездные» часы, не заносился. Не представляю себе, как это можно. Хотя, вижу: рядом люди меняются на глазах... Случается, конечно, на службе гаркнуть на кого-то - так это просто должность такая. Сволочная».
Лавров много снимался в кино, и именно благодаря кино - ролям получил огромную известность и признание зрителей. Качество его работ в кинокартинах было ничуть ни хуже, чем в театре. Первый фильм, в котором появился Лавров, назывался «Васёк Трубачев и его товарищи», и был снят в 1955 году. После этой премьеры последовали другие фильмы, в которых Лавров часто снимался в главных ролях.
Фото: https://bdt.spb.ru/
Настоящим открытием для зрителей стал фильм «Живые и мертвые», в который пригласил сниматься Кирилла Лаврова Александр Столпер в 1964 году. Роль Синцова, исполненная Лавровым, показала миру все то, что видели поклонники театральных работ Лаврова – его проникновенность, игру на сцене и необыкновенный талант актера. Кирилл Лавров в интервью рассказывал: «Синцов меня подкупает своим гражданским мужеством и кристальной честностью. Он не делает вид, что верит, не делает вид, что любит, не делает вид, что предан. Он действительно верит, любит, предан. Другого человека, менее цельного, трудности, выпавшие на долю Синцова, могли бы в конце концов разуверить, озлобить. Но Синцов остался верным своей идее, своей партии, преданным им душою, сердцем, корнями своими! Он остался честным перед самим собой. Эти человеческие качества очень важны в людях, в какое бы время они ни жили». Так Лавров описывал своего героя – военного корреспондента, который также как и когда-то Лавров стремился на передовую во время войны. Он рвался в сражения, хоронил своих друзей, исправлял чужие ошибки. Своим настроением и взглядами на жизнь Синцов был похож на самого Лаврова. Эта картина произвела настоящий фурор, зрителей, просмотревших фильм, было больше 41 миллиона. Кинокартина получила множество премий, побывала в программах нескольких кинофестивалей, одним из которых стал Ленинградский Всесоюзный кинофестиваль.
В 1968 году Лавров вместе с Ульяновым снялся в фильме «Братья Карамазовы», в котором Кирилл Юрьевич сыграл Ивана Карамазова, а Михаил Ульянов - его брата Дмитрия. Эта работа сдружила двух талантливых актеров и скрепила их братскими чувствами на всю жизнь. Очевидцы, которые позже были на похоронах Михаила Ульянова, рассказывали о Кирилле Лаврове: «Кирилл Лавров медленно и тяжело поднялся на сцену. За руки его поддерживал Михаил Швыдкой. Лавров долго рассматривал лицо Ульянова, словно запоминая напоследок черты друга. Это последние слова Кирилла Лаврова, посвященные другу, брату, талантливому актеру Михаилу Ульянову: «Дорогой Миша! Называть по-другому я тебя не могу. После съемок «Братьев Карамазовых» ты меня всегда звал «брат Иван», а я тебя – «брат Дима». Я хочу поклониться тебе за весь мой родной город Санкт-Петербург, где живет так много твоих поклонников... Дорогой брат! Пока мы ходим по этой земле, мы будем помнить о тебе». Настолько крепкими и искренними были их дружеские отношения.Заметной работой в актерской карьере Кирилла Лаврова стала роль Андрея Башкирцева в картине «Укрощение огня». В фильме шло повествование о конструкторах ракет, одним из которых был герой Лаврова. Роль молодого Андрея также была созвучна с биографией самого Кирилла, который служил в армии, в качестве рабочего изготавливал боеприпасы на заводе, и мечтал стать летчиком. Именно за эту роль Кирилл Лавров получил Государственную премию РСФСР.После работы в картине «Укрощения огня» последовало множество других запомнившихся зрителям фильмов с участием Лаврова - «Мой ласковый и нежный зверь», «Объяснение в любви», «Долгой счастливой жизни», «Стакан воды», «Ярославна – королева Франции», «Доверие» и другие картины.
Кирилл Лавров в роли Ленина
В 2000 году Кирилл Лавров сыграл Барона в первой части сериала «Бандитский Петербург». С этой ролью было связанно много интересных фактов, в том числе и такой – сам Лавров был знаком с человеком, прототипом которого являлся Барон. Этот человек просто подошел к нему на улице и, протянув визитку, предложил свою помощь в любых затруднительных ситуациях.
Кирилл Лавров был не только великим актером и хорошим человеком, но и добросовестным политическим деятелем. Это не раз проявлялось в его взаимодействии с Правительством СССР и России относительно вопросов театра и кино. Депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат СССР, руководитель Союза театральных деятелей СССР, Ленинградского отделения Всесоюзного театрального общества – это минимум должностей и регалий, бывших в активе Лаврова, помимо его актерской деятельности. Сам Лавров рассказывал: «Я так скажу – ко мне всегда хорошо относились любые власти. Почему – не знаю. Может быть, в силу того, что у меня были такие роли?».
В 1951 году Лавров женился на актрисе Большого драматического театра Валентине Николаевой. Это была замечательная пара, конечно, не без семейных конфликтов и споров, но счастливо прожила долгие годы. У них было двое детей: сын Сергей и дочь Мария. Дочь пошла по стопам отца, она тоже оказалась талантливой актрисой и работала вместе с папой в Большом драматическом театре. Он был ее художественным руководителем и всю свою жизнь пытался научить ее тому мастерству, которое сам тщательно оттачивал долгие годы.В 2005 году Кирилл Юрьевич Лавров отмечал два больших юбилея – свое 80-летие и 50-летие на сцене Большого драматического театра. Сам Кирилл Юрьевич рассказывал об этом: «Ничего радостного в юбилеях я не вижу. Единственное, что мне приятно, хотя и утомительно, - огромное внимание, которое уделяется моей скромной персоне. Значит, все это не просто так, значит, за 80 лет удалось сделать что-то доброе для людей, раз они так внимательны ко мне».После того, как 5 июня 2002 года ушла из жизни его супруга Валентина Николаева, Лавров не смог жить один. Он познакомился с костюмершей из театра Анастасией Лозовской, и позже дочь Лаврова Мария утверждала, что между ними были по-настоящему искренние и страстные чувства, несмотря на 50-летнюю разницу в возрасте. В одном из интервью Мария поделилась с журналистами: «Они прожили три года. Она, действительно, очень преданная барышня. Он ее «Санчо Панса» называл. Не могу сказать, что мы подруги, но мы общаемся, никакой вражды, никаких скандалов между нами не было».
В 2000 году Лавров запомнился театральным зрителям в роли Маттиуса Клаузена в пьесе «Перед заходом солнца», и телевизионным зрителям в 2005 году – ролью прокуратора Иудеи Понтия Пилата в постановке «Мастер и Маргарита». Режиссер картины Владимир Бортко без всяких размышлений утвердил Кирилла Лаврова на эту роль. Позже Бортко рассказывал: «Меня часто упрекали, что Понтий Пилат старый, но мне был больше важен масштаб личности, а Лавров - личность колоссальная. Я никого другого не видел в этой роли. И больше никто и не пробовался: меня абсолютно устраивал Лавров...».
Лавров никогда не требовал лишних условий на съемках, преклонный возраст не являлся для него помехой. На съемках «Мастера и Маргариты» он сидел в тяжелых доспехах в жаркую погоду. Сцена с Понтием Пилатом длительностью в 22 минуты, над которой съемочная группа могла работать в обычном режиме неделю, была снята ради Лаврова за 18 часов. При этом Лаврову все равно приходилось нелегко - он сидел в двенадцатикилограммовых доспехах, которые только надевались в течение часа. Но никто из присутствующих не услышал от Кирилла Юрьевича ни жалобы, ни возмущения, и сыграл он свою роль превосходно.
Актер на протяжении всей своей жизни стремился к усовершенствованию, оттачивал мастерство актерской игры, и долгие 80 лет дарил своим поклонникам прекрасные фильмы и театральные пьесы, пока меньше чем за год его не сломила тяжелая болезнь. Осенью 2006 года актер был госпитализирован в Военно-медицинскую академию, после того, как директор БДТ Котребинский, зашедший в гости к Кириллу Юрьевичу, увидел, что тот неважно себя чувствует. Котребинский вызвал «Скорую помощь». Лавров после этого случая часто попадал в кардиологическое отделение, у него было выявлено серьезное заболевание крови, и Кириллу Юрьевичу необходимо была пересадка костного мозга. Донором мог стать только близкий человек, и дочь Мария, не раздумывая, согласилась на эту операцию. После лечения Кирилл Лавров снова вышел на сцену, но продолжалось чудесное выздоровление недолго. После того, как умер Михаил Ульянов, Лавров находился в подавленном состоянии из-за смерти друга, и лейкемия снова полностью забрала силы Лаврова.
Кирилл Лавров ушел из жизни 27 апреля 2007 года в Санкт-Петербурге в одной из клиник Военно-медицинской академии. Отпевание Кирилла Лаврова состоялось в Леушинском подворье, где актер много лет назад был крещен.
Помощница актера Ирина Шимбаревич рассказывала: «Это был замечательнейший человек великой души и великолепный актер. На нем держался весь театр. Он был очень сильным, им определялось все. У нас даже было такое понятие - 1 лавр. Он никогда не давал слабинку...».
Кирилл Лавров был похоронен рядом с женой на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Позже на могиле Кирилла Лаврова был установлен надгробный памятник, созданный в виде большого гранитного креста на валуне.