Марлен Дитрих в Москве, 1964
Писателем, который покорил Марлен Дитрих и встал на ее личном литературном пьедестале наравне с Гете, Рильке, Хемингуэем и Ремарком, стал Константин Паустовский. Долгое время актриса мечтала о знакомстве с ним, но только в 1964 году ее желание исполнилось. «Я встретила его слишком поздно», — скажет об этом с сожалением Дитрих в автобиографии.
В 1964 году Марлен Дитрих в рамках своего мирового турне приехала с концертами в Советский Союз. В аэропорту кинодиву окружили журналисты с камерами и вопросами. «Что или кого вы хотели бы увидеть в СССР?», — спросил кто-то из репортеров. Ответ на банальный вопрос оказался неожиданно искренним. Дитрих поведала им о своей любви к Паустовскому и о его рассказе «Телеграмма», однажды прочитанном ею в переводе на английский. Короткая грустная история о молодой женщине, переехавшей в город и забывшей живущую в деревне мать, поразила ее.
Марлен Дитрих в Москве, 1964
«Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском… Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома “Повести о жизни” и была опьянена его прозой», — вспоминала актриса в автобиографической книге «Рассуждения».
Встреча Марлен Дитрих с Константином Паустовским в Москве, 1964 год
Фото: Музей К. Г. Паустовского
На концерте в Центральном доме литераторов прямо перед выходом на сцену Дитрих узнала от переводчицы, что Паустовский здесь, в зале. Актриса удивилась и не поверила этому, зная, что писатель оправляется после инфаркта. Когда концерт закончился, Марлен Дитрих попросили остаться на сцене.
«И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени», — написала позже Дитрих.
Это привело к курьезной ситуации — платье актрисы оказалось настолько узким, что она не смогла самостоятельно встать на ноги. Подняться ей помогли Константин Георгиевич и его доктор. Через подоспевших переводчиков актриса спрашивала Паустовского и его супругу Татьяну Арбузову, почему он в таком состоянии приехал на концерт. «Так будет лучше для него», — ответила Татьяна Алексеевна.
Падчерица писателя Галина Арбузова рассказывала, что Марлен Дитрих была любимой актрисой Константина Георгиевича, пропустить ее выступление в Москве он просто не мог. Резко против этого выступали врачи — они считали, что Паустовский еще не до конца восстановился, однако писатель настоял на своем и отправился на концерт с женой и домашним врачом Виктором Абрамовичем.
На память об их встрече Марлен Дитрих оставила писателю снимок с автографом. В ответ Константин Георгиевич подарил ей свой сборник «Потерянные романы» с подписью: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный “Телеграмме”, то я позволю себе посвятить его Вам».
Марлен Дитрих во время ее визита в Москву, 1964 год
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images
Телеграмма (1957)
Телефильм по мотивам одноименного рассказа К. Паустовского.
В далёкой деревне живёт старая учительница Екатерина Петровна. Её дочь Настя (Лидия Смирнова) работает в Ленинграде. Из-за вечной занятости ей никак не удается проведать больную мать. За Екатериной Петровной ухаживают добрый старик Тихон (Николай Сергеев) и девочка Манюшка. Однажды Тихон идёт на почту и посылает телеграмму Екатерине Петровне якобы от Насти. Однако текст такой корявый, что Екатерина Петровна сразу догадалась об обмане. Вскоре Настя получает телеграмму от Тихона о тяжёлом состоянии её матери. Она приезжает, но поздно - старая учительница умерла...
Режиссер: Юрий Щербаков.
В ролях: Вера Попова, Лидия Смирнова, Николай Сергеев, Геннадий Юхтин, Нина Гуляева, Алла Будницкая, Светлана Коновалова, Анатолий Чемодуров и др.