Главная Баба Яга Советского Союза, Самый лучший Кащей, Чудное Чудо-Юдо и вся прочая нечисть – это о нем, о Георгии Милляре. Выросшие на русских сказках, снятых Александром Роу, мы себе даже представить не можем, что настоящая баба Яга может выглядеть как-то иначе! Казалось бы, отрицательные сказочные персонажи призваны для того, чтобы пугать детей, чтобы их боялись, но…
«Самая обаятельная нечистая сила» советского кино в одном из последних интервью Георгий Милляр признался:
«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чём я, грешный, мечтаю».
Его настоящая фамилия - де Милляр. Французской - папиной - крови в Георгии Францевиче, видимо, оказалось больше: до конца дней он оставался настоящим джентльменом. На фестивалях выглядел превосходно: всегда в белой рубашке с бабочкой, в начищенных до блеска туфлях, в костюме. Он был очень близоруким, почти ничего не видел, но всегда подавал дамам руку на лестнице. `Этот старый смешной человечек был единственным в нашей среде, с кем я ощущала себя если не королевой, то женщиной точно!` - сказала однажды актриса Раиса Рязанова.
До их пор никто не знает, откуда взялась сказочная Баба Яга. Зато происхождение живой заслуженной Бабы Яги Советского Союза уже не тайна. Известен и год рождения - 1903. В этот день в Москве родился сын у дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой и инженера из Марселя Франца де Мильё. Малыша назвали Георгием, и его детство было самым сказочным и безоблачным - Москва, дачи, гувернантки. Так было лишь до 3 лет, когда не стало его отца. Вначале все было по-прежнему, но в 1914 году мать отправляет его в Геленджик подальше из Москвы, от тревог, опасности. Тем временем их московская квартира превращается в коммуналку и семье оставляют одну комнату. Затем из фамилии исчезает выдающая благородное происхождение частица де, а позже Георгию пришлось скрывать и знание двух иностранных языков. И никаких сказок….
Но настоящая сказка часто вмешивается в жизнь людей самым неожиданным образом! Милляр работал обычным бутафором в театре, заучивая чуть ли не все роли и мечтая о сцене, с любовью привитой его тетушкой. Мечта воплотилась самым невероятным образом, и первой его ролью стала… Золушка! Внезапно заболела ведущая актриса, и чтобы не отменять спектакль пришлось искать замену. А кто знал все роли на зубок? Несмотря на опасения, дебют прошел великолепно, и 17 летний Георгий Милляр стал палочкой-выручалочкой. Сказка продолжалась…
Поступив в Школу юниоров при Московском театре Революции (театр им. Маяковского), провинциальный актер Милляр скоро стал известным среди театралов и критиков, подметивших, что его актерские способности, удивительная мимика и пластика весьма выгодно смотрелись бы на киноэкране. И как в воду глядели.
В сказке на помощь чаще всего приходят друзья, так случилось и на этот раз. Режиссер-сказочник Александр Роу пригласил его сняться в сказке "По щучьему велению", и вся страна увидела вздорного и злого царя Гороха. Дебют удался и для актера Милляра, и для режиссера Роу. В следующем фильме Милляр играл сразу три роли – весьма редкое явление в кино даже сейчас! Гусляр, старик-отец и… Баба Яга - роль, ставшая его визитной карточкой, его судьбой. До Милляра на эту роль пробовалось множество актрис, бабой Ягой могла стать и Фаина Раневская, но … что может быть страшнее мужчины в рваной юбке? Сказочная жуть! Образ его Яги настолько живой, что она кажется совершенно реальной и в этом есть доля правды! Георгий Милляр рассказывал, что его образ Бабы Яги это две реальные женщины: от одной он взял внешность, а от другой - характер. Одна из них была старушкой, пасшей коз – сгорбленная, с клюкой и крючковатым носом. Вторая – соседка актера по коммунальной квартире, вздорная и склочная особа, главное удовольствие которой было в том, чтобы кого-нибудь поссорить!
Баба Яга вышла на загляденье и произвела настоящий фурор среди зрителей, теперь дети точно знали, как выглядит настоящая Яга! Как Георгий Милляр в драной юбке, рваном платке, с клюкой, жуткими клыками и бородавкой на носу. Ужас, но какой-то забавный…
К ролям Георгий Францевич подходил с потрясающей самоотверженностью. Он подолгу подбирал грим - брови, усы, уши, нос, бородавки, прическу. И не раздумывал, если возникала необходимость побриться наголо и даже сбрить брови, чтобы гримерам было легче работать с его лицом.
На территории Ялтинской киностудии, где Александр Роу снимал почти все свои сказки, был заброшенный бассейн. Туда Георгий Францевич направлялся каждое утро, в 6 часов, и занимался гимнастикой. Он подолгу крутил длинную палку вокруг шеи, пояса и ног. `Францыч, что ты делаешь?` - спросил как-то один из актеров. `Полезно для уравновешивания мозгов`, - отшутился Милляр. А потом все поняли, что он ничего не делал просто так. Вспомните Бабу Ягу в `Морозко` - как она лихо орудовала метлой! Конечно, его талант и уникальная способность перевоплощаться оказались востребованы несколько однобоко. Актрису для этого образа искали долго и мучительно, но Милляр пришел к Роу и предложил свою кандидатуру. Позднее он вспоминал: `Эта роль по роду своей работы грубовата. Играть ведьму - не женское дело. Да и физически очень тяжело - приходится бегать, прыгать, падать, на земле валяться. Немолодая актриса не выдержит такой нагрузки. А потом любая женщина постоянно думает о том, как выглядит. И как только гример отвернется, она тут же подведет себе губки, реснички подкрасит`. Милляр сыграл Бабу Ягу 6 раз, из фильма в фильм находя для нее новые краски и характеры. И однажды этот образ ему надоел. В 1971 г. Александр Роу предложил актеру вновь облачиться в ведьмины лохмотья в фильме `Золотые рога`. И вдруг Георгий Францевич заупрямился - наотрез отказался. Свидетелем разразившегося скандала стал актер Валентин Брылеев. `Я помню, как Милляра трясло, - рассказывает он. - А Роу кричал на всю студию: `Юрка! Я тебя породил, я тебя и убью! Милляр пытался возражать: Александр Артурович, ну не могу я больше ее изобретать!` Скандал кончился ничем, каждый остался при своем мнении. Милляра спас старый гример Анатолий Николаевич Иванов. Когда-то именно он создал грим Кощея Бессмертного. Он позвонил Францычу и сказал: Юра, я знаю, что делать. Ты играй эту ведьму так, будто у нее двести лет климакс. Милляр упал прямо у телефона. Он тут же позвонил Роу и согласился работать.
По-настоящему страшный сказочный образ, созданный Милляром – Кащей Бессмертный. Если для роли Яги его гримировали по 6 часов, то для этой роли грим почти не понадобился. Как раз перед съемками Георгий Милляр переболел малярией и был острижен налысо, к тому же его собственный вес был 40 кг! Настоящий Кащей… Фильм снимался во время войны и вышел на экран в 1945 году. Сказка имела огромный успех, а Милляр после роли Кащея стал, по его словам, "официальным представителем нечистой силы в кинематографе". Александр Роу снял его в 16 сказках, где он сыграл… 30 ролей! Он сам придумывал костюмы, мимику, жесты, вставлял какие-то совершенно невероятные трюки и даже "подправлял" текст в сценарии. А ведь были и серьезные, порой трагичные персонажи.
По одной из легенд, первой женой Георгия Милляра была молодая легкомысленная актриса, которая однажды завела роман с кинорежиссером прямо на съемках. Спустя какое-то время она заявила мужу, что скоро в их семье будет пополнение. Но Георгий Францевич, к ужасу супруги, сообщил, что детей иметь не может, поэтому отпускает ее на все четыре стороны. Как ни умоляла она о прощении, Милляр остался непреклонен. Много лет Георгий Францевич оставался холостяком, жил с матерью в огромной квартире, некогда принадлежащей семье Милляр, а теперь, ставшей обычной коммуналкой. Занимали они лишь одну из комнат, в остальных жили незнакомые люди. И вот однажды в квартире появилась она...
Мария Васильевна была немолодой женщиной, вырастившей троих детей. Она тоже жила одна и работала в охране в одном из министерств. Первой на нее обратил внимание Александр Роу. Он очень переживал за Милляра, за его неприспособленность, боялся, что в старости ему стакан воды некому будет подать. Что ж, я из-за стакана воды остаток жизни мучиться буду? - возмущался Георгий Францевич.
"Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…" - сказала изумленная 60-летняя женщина в ответ на предложение о замужестве от пожилого соседа по коммуналке. "А я и не мужчина…- произнес Милляр. - Я Баба Яга".
Семью Георгий Милляр создал только в 65 лет, после смерти мамы, да и то по требованию Александра Роу. Когда у актера за стеной поселилась соседка Марья Васильевна, режиссер позвонил Милляру и потребовал: "Женись! Близко. Провожать не надо". Свадьба была кинематографическая: гуляли в экспедиции, в Звенигороде, в первый день съемок фильма "Варвара-краса, длинная коса".
По словам соседей, это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой, ни разу не обидел дурным словом. Самым "страшным" ругательством было "ну, Маня, ты меня достала!"
Георгий Милляр умер 4 июня 1993 года - чуть-чуть не дотянув до 90-летия. Ни дачи, ни персональной машины артист так и не заработал, официально стал народным лишь в 85 лет.
Ближе к 70 годам ему дали 2-комнатную квартирку на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. "Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже", - просила Марья Васильевна. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить: "… До метро я и на трамвайчике доеду", - говорил он.
Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Милляр разрешил ей взять самый понравившийся. "А можно я возьму все?" - попросила девочка, и он отдал все.
Однажды его пригласили в киноконцертный зал "Россия", вспоминал друг, Юрий Сорокин: "Я приехал к нему в гости и вижу - на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба Яга и подписано: "С любовью, Г. Ф. Милляр". "Что это?" - спрашиваю. "Да вот, Юречка, я узнал, что в "России" 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек", - ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застегнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили...".
Картинки разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.
В одном из последних интервью Георгий Милляр признался: "Сказочные образы - моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов - вот о чем я, грешный, мечтаю".
После его смерти среди небольшой стопки документов, наград и фотографий обнаружили пожелтевший листочек со стихами, которые Милляр написал накануне своей смерти.
Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости -
Вот что пишите на гробе моем.
А сниматься? Когда же? Скорее же!
Впереди только темный лес.
Сыграть бы хоть пьяного сторожа,
На березу который полез.
Не нужна мне жена чужая
И ролей чужих не хочу,
Но найдется же роль такая,
Чтобы мне пришлась по плечу…
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Заслуженная Баба Яга страны и Кащей, который не был бессмертным, но стал им в нашей памяти и сердцах …