"Золотая Маска в Санкт-Петербурге"
"Анна Ахматова.Поэма без героя"
В рамках фестиваля «Золотая маска» в Санкт-Петербурге 28, 29 ноября на основной сцене БДТ им. Товстоногова петербуржцы смогут увидеть спектакль неоднократного номинанта Премии «Золотая Маска» «Ахматова. Поэма без героя».
В этом спектакле режиссер и актриса – соавторы. В него вошли не только отдельные стихи Анны Ахматовой, отрывки из «Реквиема» и «Поэма без героя», но и книга с комментариями к «Поэме», написанная самой Демидовой. По признанию самой актрисы, Алла Сергеевна много лет «копала» ее, искала реальные прототипы промелькнувших в ней персонажей, разбирала поэму, «как разбирала бы роль». «Через меня прошло много материалов об Ахматовой: мемуарная проза, письма, интервью, воспоминания современников и, конечно, ее стихи. Что-то из своих размышлений я заносила в тетрадь, что-то осталось на отдельных листочках. И, в конце концов, мне захотелось поделиться этими записками с читателями», – пишет Алла Демидова в начале книги «Ахматовские зеркала». Она вошла в спектакль не фрагментами текста, а образами. Разобранные в ней любимые приемы Ахматовой – эхо, отражения, появление в зеркалах двойника – режиссер Кирилл Серебренников сумел материализовать и перевести на круглый экран. На нем появляются, тесня друг друга, исчезают и снова всплывают строчки стихов, обрывки документов, портреты тех, кто стал частью «Поэмы» - Мандельштама, Мейерхольда, Кузьмина, Гумилева. Череда персонажей создает ощущение пластов времени, выплывающих из стихов, времени между 1930 и 1965 годом, вместившим в себя и лихорадочное веселье перед Первой мировой войной, и аресты, и тюремные очереди в Ленинграде накануне новой войны. Все это есть в «Поэме», которую Демидова называет «энциклопедией русской культуры двадцатого века».
«Независимая газета»: «Алла Демидова, словно поэт-шестидесятник, собрала большой зал «Гоголь-центра», как четверть стадиона. Ее чтение – тягучее, протяжное, а голос – то распадается на несколько ролей, то сосредотачивается на величественном монообразе Ахматовой, которую актриса чувствует, как никто другой. Она доводит ее до фигуры инфернальной и пророческой. Фамилия поэтессы (хотя Цветаева и Ахматова называли себя не иначе, как поэтами) недаром вынесена в название постановки, моноспектакль Демидовой – о самой Анне Ахматовой, точнее, ее стихами сыграна она сама. Демидова, начав с конца ее жизни, страшного и одинокого последнего пути, заканчивает самыми «громкими» ее строчками, сродни пушкинским, так по большому счету и не воплотившимся: «А если когда-нибудь в этой стране/ Воздвигнуть задумают памятник мне,/ Согласье на это даю торжество... И пусть с неподвижных и бронзовых век/ Как слезы струится подтаявший снег,/ И голубь тюремный пусть гулит вдали,/ И тихо идут по Неве корабли».
БДТ им. Товстоногова (наб.р.Фонтанки, 65)
28, 29 ноября. Начало в 19.00