«Царь ЭДИП»
29.11.2016 2312 0.0 0

СПЕКТАКЛЬ «ЦАРЬ ЭДИП»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕМЬЕРУ СПЕКТАКЛЯ «ЦАРЬ ЭДИП»
2, 3 ДЕКАБРЯ НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА.

29 июля 2016 года на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра состоялась премьера спектакля «Царь Эдип» Софокла - совместного проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках программы культурных мероприятий перекрёстного 2016 года России и Греции. Инициатором совместного проекта стал художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах — Стафис Ливафинос. Он закончил ГИТИС, знает русский театр и стремится к сотрудничеству. Под его руководством проходит ежегодный Фестиваль в Эпидавре под открытым небом с 14-тысячной аудиторией. Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции.
Премьера спектакля «Царь Эдип» на сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась в день 95-летия театра - 13 ноября 2016 года.
Прикосновение к античности — всегда риск. Приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами… Как реконструировать эту эпоху, одухотворить её, сделать не только понятной, но и наполнить эмоциями, страстями, приблизить к современным зрителям, взволновать их? Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время? На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй. А.С. Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности».
В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставил «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. Туминас.
По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив — достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь — это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство — главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Достоинство, так ли часто оно — мерило поступков в наши дни?
Режиссёр спектакля Римас Туминас: «Это очень важный проект, так как он соединят в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра. Инициатором совместного проекта стал художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах Статис Ливатинас. Он, как и я, заканчивал ГИТИС в Москве и хорошо знает русский театр, поэтому и пригласил нас к сотрудничеству. Стасис делает ежегодный фестиваль в Эпидавре - в крупнейшем из сохранившихся древнейших амфитеатров под открытым небом, где собираются 14 тысяч зрителей. Лучшие театры Европы стремятся туда со своими спектаклями. Этим летом русские актеры впервые ступили на древнейшие подмостки. В постановке были задействованы российские и греческие актеры. Основные роли исполнили «вахтанговцы», а Хор - актеры Национального театра Греции.
Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино. Боль, любовь, ненависть — все это мы чувствуем одинаково. Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога.
Трагедия Софокла сейчас очень актуальна, я сам выбрал для постановки «Царя Эдипа». С «Царем Эдипом» у меня многое связано. Я когда-то уже ставил эту трагедию, к тому же, некоторое время назад, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-
Данченко в лице худрука оперной труппы Александра Тителя предложил поставить у них ораторию «Царь Эдип» Игоря Стравинского. В общем, «Эдип» взял меня в оборот.
Я не полагаюсь на спецэффекты, потому что считаю самым большим сценическим эффектом – эффект в актерской, я бы сказал, мерцающей игре. Импровизация не есть цель. Она существует в репетиционном процессе в довольно жестких рамках. Больше связана с познанием эпохи, культуры, обычаев. Импровизация – осознанное расширение познания во всех сферах человеческой деятельности: науки, культуры, живописи, музыки. Но во время действия, во время спектакля – никаких импровизаций.
Каждый отдельный путь представляет собой часть общечеловеческой дороги. Мы встаем на нее и должны идти, прокладывая себе путь умом, талантом, энергией или какими-то другими качествами. Судьба у каждого своя, но сообща человечество должно двигаться к общим целям, общему «празднику», который отодвигается все дальше и дальше. Да, мы все зависимы от рока, который ведет нас по жизни, мы его пленники. Но это вовсе не означает, что при этом мы должны становиться рабами на Земле. Наоборот, в той степени свободы, которая нам отпущена судьбой, мы должны стараться максимально проявить себя. Честно говоря, мне противна вечная игра человеческих амбиций, которая все время приводит мир на грань катастрофы. Я не хочу постоянно быть чьим-то заложником в этой жизни. Именно поэтому в каждом спектакле мне хочется позвать зрителей в какое-то другое измерение, в обещанный жизнью праздник, в рай, навсегда потерянный человечеством.
Наш спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они (лидеры), во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека».

В спектакле принимают участие:
Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Максим Севриновский, Артур Иванов, Валерий Ушаков, Екатерина Симонова, Павел Юдин и др.

Хор – артисты Национального театра Греции в Афинах.
Постановка – Римас Туминас
Сценография – Адомас Яцовскис
Музыка – Фаустас Латенас
Художник по костюмам – Максим Обрезков
Художник по гриму – Ольга Калявина
Хореограф – Анжелика Холина
Премьера в Эпидавре – 29, 30 июля 2016 года
Премьера в Афинах – 22 сентября 2016 года.
Премьера на сцене Вахтанговского театра – 12, 13, 14 ноября 2016 года.
Премьера в Санкт-Петербурге – 2, 3 декабря 2016 года на сцене Александринского театра (пл.Островского, 6).

 


Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика