С 24 по 26 марта в Петербурге на сцене ДК «Выборгский» состоятся гастроли Московского театра имени Пушкина. Труппа, под художественным руководством Евгения Писарева, ученика Олега Табакова и лауреата многочисленных театральных премий, представит петербургской публике два спектакля: «Вишневый сад» с Викторией Исаковой и Александром Петровым в главных ролях и суперхит Пушкинского театра «Влюбленный Шекспир» по одноименной пьесе Тома Стоппарда и Марка Нормана.
Влюбленный Шекспир. Автор фото: Юрий Богомаз.
«Влюбленный Шекспир» – это первая в России театральная постановка по сценарию одноименного фильма 1998 года. Фильм с Джозефом Файнсом и Гвинет Пэлтроу, который в этом году отмечает 25–летие, получил семь Оскаров, в том числе как лучший фильм и лучший сценарий, а также 50 других кинематографических наград. В 2014 году он был переработан для театра и поставлен в Лондоне, в 2018 – в Пушкинском театре в Москве, где стал абсолютным кассовым хитом. В 2023 году «Влюбленного Шекспира» впервые увидят в Петербурге. Спектакль отмечен «Хрустальной Турандот», «Звездой Театрала» и премией Союза театральных деятелей РФ.
«Никогда не позволяйте фактам мешать хорошей истории» – эта пословица может быть негласным девизом «Влюбленного Шекспира», который откроет гастроли Театра им. Пушкина 24 марта. С одной стороны, это абсолютно вымышленная история, где присутствуют все необходимые ингредиенты для захватывающей дух трагикомедии: любовь, чума, переодевание, бандиты, призрак, драки, юмор и английская королева. А с другой – сюжет и реплики героев насыщены историческими и литературными параллелями, скрытыми цитатами и аллюзиями к произведениям Шекспира и фактам его жизни.
Специально для постановки худрук Театра имени Пушкина и режиссер спектакля Евгений Писарев заказал оригинальный перевод театральной адаптации «Влюбленного Шекспира». Процесс перевода и его согласования занял больше года. Оформил спектакль звездный театральный художник Зиновий Марголин, лауреат «Золотой Маски», «Софита» и т.д. За сценографию «Влюбленного Шекспира» он получил Премию города Москвы в области литературы и искусства.
«Сценограф Зиновий Марголин стилизовал «Глобус» с той же игровой легкостью, с которой Стоппард стилизовал Шекспира, – писал о спектакле критик, – Универсальная и легкая полукруглая металлическая конструкция то открывает сцену, то скрывает ее, превращая все действие в огромное закулисье шекспировского мира. Такими же легкими выглядят персонажи этой романтической и интеллектуальной игры».
Спектакль стал обладателем «Хрустальной Турандот» и «Звезды Театрала» за лучшую режиссуру и премию СТД РФ в номинации «Гвоздь сезона».
В ролях – Кирилл Чернышенко, Елизавета Кононова, Андрей Кузичев, Антон Феоктистов, Александр Арсентьев и другие яркие артисты театра.
Евгений Писарев: «Волею судьбы я оказался в Театре Пушкина. В зале с позолотой, с красным бархатным занавесом и интерьерами XIX века. Зачем же я буду разговаривать на этой сцене матом, изображать невероятно современное искусство? Это пространство, которому, как мне кажется, очень идет праздничный нарядный театр».
Виктория Исакова, Александр Петров. Вишневый сад. Автор фото: Алекс Йоку.
Спектакль «Вишневый Сад» Владимира Мирзоева, которым продолжатся гастроли Театра Пушкина в Петербурге – практически полная противоположность «Влюбленному Шекспиру». В главных ролях – хедлайнер современного российского кино Александр Петров и «русская Марион Котийяр» Виктория Исакова. И сам режиссер Владимир Мирзоев – мэтр театрального модерна, прославившийся авторскими прочтениями русской классики. В «Вишневом саде» Мирзоев увидел «комедию катастроф».
Живой оркестр на сцене, отчаянные современные танцы, явление призрака утонувшего мальчика – лишь малая часть тех символов, знаков и чисто интуитивных эмоциональных маяков, которые предстоит увидеть и прочитать зрителям. И как апофеоз спектакля–катастрофы – падение из–под колосников множества капельниц, наполненных то ли кровью, то ли вишневым соком.
С первых тактов спектакля, озвученного звуками нохасидского оркестрика, который не переставая, надрывно заливается в левом углу сцены, стремительно скатывается к нашим ногам поэзия необычайного ухода. Покатый деревянный помост, увенчанный то ли крестом, то ли виселицей, заставляет людей двигаться осторожно и изысканно, и чувства они выражают так же – осторожно, не надрывно. Надрыв пространства и времени так высок, что с ним невозможно не считаться. Спектакль так и дышит – очищенный от всяких исторических и бытовых подробностей – с меланхолической осторожностью, заговаривая боль, грациозно балансируя над пропастью…
24 – 26 марта. Начало в 19.00
ДК «Выборгский» (ул. Комиссара Смирнова, 15)