Эмальеры. Павел Овчинников.
10.07.2017 6150 0.0 0

Эмальеры. Павел Овчинников.

В XVIII- начале XIX века Петербург был единственным центром и школой ювелирного дела в России, то положение меняется во второй половине XIX века, когда в Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на своих древних традициях, насчитывающих около тысячелетия.
Вторая половина XIX — начало XX века в истории московской жизни одна из ярких страниц — это время экономического и культурного подъема, когда создавались городские музеи, учебные заведения, красивый облик города, стала насыщенной художественная жизнь. Во всех отраслях искусства начались поиски самобытных национальных форм.

Ковш наградной с носиком в виде головы витязя в шлеме.

Мастера-ювелиры с середины XIX века откликнулись на потребность общества в национальных формах, начиная с этнографического воспроизведения отдельных предметов, копирования орнаментов, использования народных мотивов для создания оригинальных произведений, включения гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок в украшении серебряных изделий. Первыми шагами возрождающегося русского национального искусства, зачинателем и носителем которого стала Москва и ее школа, было возрождение характерных декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству.

Яркими выразителями этого направления были лучшие фирмы: И.П. Сазикова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, И.С. Губкина, П.И. Оловянишникова, которые, как бы изумившись красоте русского искусства, забытого и закрытого подражанием западноевропейским формам почти на два столетия, сумели вновь утвердить его в своих изделиях.

Витрина и выставка серебряных изделий фабрики П.А. Овчинникова в Москве.

Ярким выразителем   направления ювелирной  работы в России была крупная фирма  Павла Овчинникова,  деятельность которой развернулась в XIX веке в  Москве. Основатель одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX – начала XX века, Павел Акимович Овчинников был крепостным князя Волконского. Дошедшие до нас сведения о рождении Павла Акимовича Овчинникова скудны и противоречат друг другу. По одним данным, он появился на свет 23 июня 1830 года, по другим-Павел Акимович родился 25 марта (или  20 февраля) 1830 г.  в семье крепостных крестьян. Местом рождения будущего ювелира указывают Подольский уезд, где находилась принадлежащая его помещику, генерал-фельдмаршалу и министру императорского двора и уделов князю Петру Михайловичу Волконскому усадьба Суханово.
Рано обнаруживший способности к рисованию, для их совершенствования он был отправлен на восемь лет подмастерьем в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату Андрею Афанасьевичу Овчинникову. Оказавшись хорошим учеником, Павел  Овчинников получил вольную, а в 1850 году женился и на 1000 рублей приданного жены завел самостоятельное дело, которое впоследствии стало одним из главных ювелирных предприятий Москвы.

П. Овчинников. Ковш. Москва, 1896-1908

Некоторые сведения о себе Овчинников сообщал в брошюре 1881 г., посвящённой вопросу устройства быта рабочих на его фабрике: «…наученный двадцативосьмилетним опытом, как владелец и основатель фабрики серебряных и золотых изделий в Москве и будучи сам вместе с братом моим, ныне директором моей фабрики, родителями отдан на восемь лет, я могу говорить на основании указаний опыта;я сам прошёл эту школу рабочего труда и лишений…»
Только через много лет упорного труда П. А. Овчинников впервые демонстрирует свои изделия на выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 г. и сразу привлекает внимание высоким мастерством исполнения и хорошим художественным вкусом. На этой выставке экспонировалась в основном церковная утварь, выполненная по рисункам академика И. Борникова.

Ваза. Москва, начало XX века. Серебро, бронза, цветные камни, эмаль по скани. Всероссийский музей декоративно - прикладного и народного искусства.

С этого  времени фирма стала центральной  среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников, имела многочисленные награды за прогрессивное усовершенствование всех сторон золотого и серебряного дела, за постоянное внесение новых элементов украшения, за превосходное устройство и ведение школы.
В отчете о Всероссийской выставке 1882 года написано: «имя г.Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность  эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием». Развитие производства шло быстрыми темпами, изделия фирмы охотно покупались: если в 1853 году годовой оборот составлял – 250 тысяч рублей, то в 1854 г. уже – 1,5 млн. рублей.

Поднос (из набора для крюшона)

Спустя два года молодая российская ювелирная фирма замахнулась на то, чтобы впервые представить свои изделия на суд мировой общественности, — она приняла участие во Всемирной выставке в Париже 1867 года. И на этом, по отзывам современников, просто грандиозном и поистине международном событии, где гостеприимная страна-хозяйка, Франция, продемонстрировала все свои амбиции на мировое лидерство, а более 30 стран участниц постарались показать все свои достижения, фирму Овчинникова ждал успех. Особенно поразил и публику, и журналистов один из его экспонатов — письменный прибор «Памятник освобождения крепостных крестьян», украшенный рельефами, изображающими чтение манифеста 1861 года и основные события царствования Александра II. Его венчала скульптура крестьянина, который, крестясь, начинает сеять рожь на собственной земле. Серебряная медаль — такую награду привез московский ювелир со Всемирной выставки в Париже.

Складень трехстворчатый «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир»

Управление  фирмой лежало в руках Павла Акимовича , большое внимание уделялось рекламе достижений  фирмы за границей: на международных и всемирных выставках изделия его фирмы получали золотые и серебряные медали, сам он в 1867 году в Париже получил орден кавалера Почетного легиона, а в Австрии в 1873 году – орден Железной короны.Отличительной особенностью являлось то, что для создания изделий П. Овчинников пользовался моделями известных  скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков таких как  И. Борникова, Е. Лансере, А. Обера, И. Монигетти и др. Фирма работала во всех видах ювелирного производства.
Несмотря на то, что в Москве, где все еще были крепки  национальные бытовые и эстетические  традиции, творчество мастеров «русского»  стиля пользовалось большой популярностью,  деятельность Овчинникова, как раз, когда его изделия получили в 1860 году всероссийскую известность, связана с интенсивными поисками индивидуального творческого пути, а также освоением профессионального опыта ювелиров допетровской эпохи, главным образом, XVI-XVII вв.

Ковш.1899-1908 гг.

1870–1880-е годы стали временем наивысшего расцвета предприятия. Еще в конце 1860-х фирма получила право украшать свои изделия государственным гербом и открыла свой первый магазин в Москве — на престижном Кузнецком Мосту. Через несколько лет магазин фирмы Овчинникова появился и в Санкт-Петербурге, а потом открылся еще один магазин в Москве, на Ильинке. Также в 1870-х компания расширила свои производственные мощности и открыла в 1875 году одну из самых крупных в то время профессиональных ювелирных школ. Это учебное заведение, которое современники считали образцовым, подготовило немало блестящих профессионалов не только для фабрики Овчинникова, но и для других российских предприятий. Павел Акимович имел свои взгляды на то, как надо воспитывать подрастающее поколение, нередко шедшие вразрез с теми, что были у его современников. Так, наряду с ювелирным мастерством по нескольким специализациям ребята изучали и общеобразовательные предметы. 130 воспитанников школы учились и жили в специальном построенном для этого здании. Ученики трудились на фабрике, но при этом выполняли лишь работу, способствующую росту их профессионального мастерства. Использовать ребят для черной работы или для побегушек по магазинам для нужд рабочих строжайше запрещалось. Фабрика гордилась успехами своих учеников — сделанные ими изделия красовались в специальных витринах магазинов фирмы Овчинникова и часто выставлялись на российских и международных смотрах, неизменно получая высокую оценку.

УБРУС ГОСПОДЕНЬ, 1883. Москва. Мастер - П.Овчинников

Заказов в это время у фирмы было очень много. Клиентами выступали как аристократы и крупные буржуа, так и венценосные особы — члены российской царской семьи и представители королевских дворов Европы. Фирма выполняла работы для нужд императорского двора (с воцарением Александра III Овчинников получил статус поставщика двора его императорского величества): дипломатические сувениры, изделия для коронации и других торжеств, подарки для членов семьи и другие. Магазины Овчинникова просто обожали заезжие богатые иностранцы. Побывав в Москве или Санкт-Петербурге, они считали нужным приобрести там какую-нибудь безделушку. Пользовались они успехом и российской публики: нередко мастерам Овчинникова заказывали изделия для так называемых общественных подношений. И, конечно, несмотря на большой спрос на предметы светского назначения, работа для храмов оставалась приоритетом фабрики на протяжении всех 60 с лишним лет ее существования. Какие только церкви и монастыри не украшали изделия фирмы! В частности, мастера фабрики Овчинникова выполняли фрагменты убранства для двух самых знаменитых российских храмов, построенных в ту эпоху, — собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в СанктПетербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Участвовали они и в реставрации главного иконостаса Успенского собора Московского Кремля.

Чарка в виде ковшика.1908-1917 гг.Фирма П.А.Овчинникова

В мастерских Овчинникова уделялось  большое внимание исследовательской деятельности в разработке уникальных приемов росписи ювелирных изделий.
Аналогичные опыты в эти же годы проводили  мастера Фаберже – Эрик Коллин и Владимир Соловьев, хотя тематика и стиль их изделий отличались от изделий фирмы Овчинникова. Отдавая дань моде на шинуазри, прокатившуюся в последней декаде XIX века по России и Европе, предприятие наследников Овчинникова создавало предметы, однотонное красное лаковое покрытие которых украшали накладные рельефные изображения цветков вишни и соловьев в «китайском» вкусе.
Павел Овчининков придавал совершенствованию технологической  базы и расширению способов художественной выразительности гораздо большее  значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила  восстановить утраченную за многие столетия технику перегородчатой эмали. Образцы  изделий с использованием этой техники  демонстрировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.
Мастера фирмы освоили другой уникальный технический прием – витражную или оконную эмаль. До последней декады XIX века этот технический прием в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.

В конце 1880-х – начале 1890-х гг. на предприятии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями, главным образом, в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традиционных технических приемов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.
Можно сказать, что фирма Овчинникова постоянно  развивалась , была своего рода новатором  в использовании различных приемов  при создании ювелирных предметов. Это способствовало выделению торгового дома Овчинникова среди его конкурентов, таких как дома Хлебникова, Курлюкова и многих других.
Как петербургский  коллега Карл Фаберже, Павел при  производстве ювелирных изделий  делал акцент на высокое качество и прочность изделий,  использование новых технологий.  Он постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства.

Солонка в виде трона в русском стиле. П.Овчинников

В первые же годы развития  производства он приступил к введению передовых методов организации труда и обучению мастеров, а в 1881 г. в Москве даже издал книгу «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях».

Павлу Акимовичу не довелось прожить долгую жизнь. Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Москвы, мануфактур-советник, кавалер множества российских и иностранных наград, скончался в Москве 7 апреля 1888 года. Разумный и благодарный хозяин, он оставил о себе хорошую память среди рабочих и был оплакиваем горожанами, которые долго еще вспоминали его заслуги в области благотворительности и на ниве общественной службы Основанной же им фирме было суждено пережить своего хозяина - дело Павла Акимовича с успехом продолжили его сыновья. Предприятие просуществовало вплоть до событий 1917 года.

Шкатулка.1881 г.

 


Теги:Эмальеры. Павел Овчинников.

Читайте также:
Комментарии
avatar
Яндекс.Метрика