Иоганн Штраус, австрийский композитор и дирижёр. Тот самый, позолоченный памятник которому стоит в центральном парке Вены, где льются мелодии его вальсов, а люди танцуют, возможно, считая про себя: раз, два, три… Приехал и влюбился, но, как сейчас говорят, — без хэппи-энда.
Иоганн Баптист Штраус родился 25 октября 1825 года в семье композитора Иоганна Штрауса, и был его старшим сыном. Штраус-отец имел яркую внешность, за которую и получил прозвище Мавр: чёрные глаза, чёрная борода и бакенбарды. К столь южному портрету примешивался и темперамент, о котором немногословно может сказать тот факт, что у него было 13 детей. Впрочем, эта внушительная цифра делится надвое: 6 — в законном браке, 7 — в любви, не обременённой узами Гименея.
Больше всего папа Штраус не хотел, чтобы сыновья были музыкантами, ведь они могли бы превзойти его. По этой причине музыкальный дар не поощрялся, а за занятия скрипкой просто наказывали, например, старшего сына Иоганна Баптиста, который должен был стать непременно банкиром. Но ребёнок, не смотря ни на что, пел в церковном хоре, брал уроки музыки и в 6 лет написал первый вальс, а в 18 лет — создал собственную капеллу. Ещё через год он уже выступал.
Гены брали своё, но папа был очень недоволен, а потому лишил семью наследства. В жизни Штраусов началась семилетняя война, в ходе которой жена не сидела, сложа руки и, как могла, мстила мужу. Бракоразводный процесс с трудом уместился в 5 томах. Вена, затаив дыхание, наблюдала за поединком жены и мужа, отца и старшего сына. В 1849 году Штраус-старший умер от скарлатины. Своё наследство он завещал детям любовницы Эмили Трампуш. Не смотря на это, сын сыграл на его могиле "Реквием" Моцарта, посвятил ему вальс "Эолова арфа" и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца.
Нельзя сказать, что успех пришёл к Штраусу-сыну мгновенно. Всё равно он находился в тени своего отца. К тому же, на успех у публики влияли и другие причины: политика, его нелюбовь к отцу и даже долги.
Стоит сказать, что в 23 года он написал "Революционный марш", что запомнили при дворе. Но он придумал, как исправить ситуацию: в отделе объявлений газеты Wiener Zeitung он разместил оригинальное обращение. Он писал, что по молодости совершил много ошибок, что занялся музыкой исключительно ради заработка и неожиданно для многих закончил своё послание мыслью о том, что отец завещал бы именно ему любовь Вены, которой был одарён сполна. Таких публичных душевных излияний Вена ещё не знала, а потому требуемое впечатление было произведено. Молодой музыкант был принят ко двору, оркестр отца избрал его своим дирижёром, он начал заключать контракты и всё больше нравиться публике.
Жизнь налаживалась. Но придворным капельмейстером при дворе он так и не стал как неблагонадёжный. Но почти всё в этой жизни исправимо. И он всё-таки стал капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции.
Штраус на зависть легко сочинял музыку, менял свои убеждения, влюблялся. Он сумел добиться расположения императора Франца Иосифа, посвятив ему "Оттингентский кавалерийский марш" и "Марш Франца Иосифа", и понравиться российскому императору Николаю I и его супруге Александре Федоровне. Одним словом, взошла новая звезда.
Это был Штраус-младший. И в этом был ещё один секрет композитора: он, как никто другой, был оптимистом и умел сочинять музыку, в которой было столько радости! Его музыка витала в воздухе: её исполняли на балах, карнавалах, в танцзалах.
Вальсы появлялись легко, иногда всего за 1-2 часа. Музыка писалась в дороге, дома, в ресторане, в любое время дня и ночи. А потому ноты появлялись на салфетках, наволочках и простынях и, естественно, на манжетах, как всё гениальное. Так рождались его вальсы, польки, галопы, кадрили. А какие им давались названия: "На прекрасном голубом Дунае", "Жизнь артиста", "Сказки венского леса", "Венская кровь", "Весенние голоса", "Вино, любовь и песни", "Вечное движение", "Трич-трач"! И не важно, что в полиции лежало досье на Штрауса-сына, как ненадёжного человека, главное, что публика рукоплескала своему любимцу.
Летом 1854 года Штраус получил приглашение из России. Одна из железнодорожных компаний, которая владела веткой Санкт-Петербург — Царское село — Павловск очень хотела, чтобы в парке, окружавшем роскошный вокзал Павловска, звучала чудесная музыка Штрауса, и публика активнее покупала билеты на поезда. Кстати, отца Штрауса также приглашали в Россию в 1834 году, но ему было очень некогда.
Иоганн Штраус-сын получал за летние концерты в Павловске приличные деньги — 22 тысячи рублей за сезон, а потому как-то сказал, что "жить можно только в России!". С 1856 по 1865 года, в 1869 и 1872 годах здесь звучала его музыка. В 1886 году он выступал в Москве и Петербурге.
Штраус посвятил России несколько прекрасных произведений: "Прощание с Петербургом" (1858), полька "В Павловском лесу" (1869), вальс-фантазия "Русская деревня" (1873). И, конечно же, таяли женские сердца при виде стройного, бледного, с яркими глазами и такого талантливого мужчины, которого можно было назвать "венским чародеем". Кстати, во время концертов он часто был и дирижёром, и скрипачом.
В первый павловский сезон начался его роман с Ольгой Смирнитской. Они познакомились в салоне графа Льва Сологуба, куда Штрауса привёл друг А.С. Пушкина князь Горчаков. По легендам, в истинности которых сомневаются исследователи, Ольга сама писала Штраусу записки во время концертов, подписываясь "Незнакомка", и позднее призналась в этом.
Ольга была прелестна, образована, так как окончила Институт благородных девиц, и не просто музыкальна: она считалась композитором! Её романсы на стихи М.Ю. Лермонтова в оркестровой аранжировке звучали в программах Штрауса, и он осмелился сравнивать её музыку с музыкой самого П.И. Чайковского.
Штраус исполнял произведения и других непрофессиональных композиторов благородного происхождения: это нравилось людям и вызывало столько добрых отзывов о нём! Сегодня из романсов Ольги Смирнитской сохранился лишь один — "Первая любовь". Лично Ольге Штраус посвятил польку "Бонбоньерка".
Начались встречи, тайные свидания, записки. В июле 1959 года Штраус попросил руки Ольги, которая была на 12 лет его моложе, но получил отказ. Капельмейстер — не лучшая партия для дворянки.
Хотя и строгая мать Штрауса не желала иметь русскую невестку. Но их отношения продлились несколько лет и закончились только тогда, когда стало известно, что Ольга влюблена в другого. Им оказался Антон Рубинштейн. Но замуж она вышла за Александра Лозино-Лозинского, с которым не была счастлива и с годами её музыкальный талант исчез.
Во время своих гастролей в 1886 году Штраус уже не узнал возлюбленной среди постаревших поклонниц своего таланта. И Ольга, и её муж умерли в январе 1920 года. Она пережила Штрауса на 20 лет, а его музыка пережила эту короткую любовь и их самих.
О русском периоде жизни Штрауса был снят фильм "Прощание с Петербургом" (Ленфильм, 1971). Журналист и писатель Томас Айгнер написал книгу "Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская: сто писем о любви". Писатель С. Мрочковская-Балашова также написала книгу "Мой ангел, мой чертёнок. Петербуржский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской.
Штраус всё-таки нашёл своё счастье. И даже не один раз. В Вене он встретил Генриетту Хапулецки и в 1862 году тайно обвенчается с ней в соборе Св. Стефана.
Она была старше его на 7 лет, имела 7 детей от разных мужчин, а для композитора стала воздухом, без которого трудно дышать, его возлюбленной, Музой, секретаршей, продюсером, сиделкой. Кстати, Генриетта, будучи дочкой богатого банкира, в юности пела в придворной оперетте и даже была известна как лучшее сопрано.
Они прожили вместе 12 лет, но любимая Гетти отошла в мир иной, и Штраус через полтора месяца уже обвенчался с Анжеликой Дитрих. Через 4 года Анжелика ушла к директору театра, а Штраус встретил Адель. Но Музой она, кажется, стать не смогла. Самым значительным произведением того времени стала оперетта "Цыганский барон". Так что последние 10 лет жизни композитора (а умер Штраус в 1899 году) сегодня назвали бы "периодом застоя". Но ведь он и так очень долго баловал всех своим талантом.
Ольга Сокиркина
Женский журнал Суперстиль