Ирина Севумян: «Жить, а не существовать…»
Всё чаще из разных информационных источников мы узнаем о таком активно распространяющемся явлении названным - инфантилизм.Это новое слово появившееся в нашем лексиконе означает еще одно личностное неблагополучие, проявляемое как незрелость, несформированность психики человека, а вместе с ней свойств психики, мышления, эмоционального реагирования и, как результат, неэффективность шаблонов поведения. На мой взгляд, уделяя такое внимание данной проблеме, в том есть и лукавство, «сгущение красок» и еще один повод для сомнений. Страх быть несостоятельным, инфантильным – это еще один страх за которым скрывается возможность манипулирования человеком и акцентуации данного дефекта.
«Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?»
-Нужно! С уверенностью можно сказать, и прежде всего самому инфантильному персонажу, ведь оставаться маленьким это способ избегать всех рисков, ни за что не отвечать, быть ни в чем не виноватым, не ошибаться и при этом получать внимание и заботу других.
*Это выгодно окружению, ведь у каждого своя роль и каждый чувствует себя важным и нужным. И пусть это искаженная общность, но в ней сплоченность и безопасность.
*Это очень удобно для манипуляторов и формирования виноватых и правых.
*Это социально одобряемая поведенческая норма, прививаемая и в семье, и в дошкольных, и в школьных, и в вузах, во всех образовательных и воспитательных учреждениях.
*Это политика и в конце-концов – система.
Общество взрослых детей вполне предсказуемо, управляемо, потому как безынициативно, неэффективно, малозаинтересовано в чем-либо, беззащитно, разобщено, беспомощно и безответственно. Так было всегда, в большей или меньшей степени, потому как этот феномен передавался из поколения в поколение, от отца к сыну, путем подавления любых попыток к самостоятельности, самодостаточности, индивидуальной активности и выразительности, изживая в самом зачатке таланты, способности и будущие смыслообразующие основы маленького человека. Инфантильный родитель или педагог, не только своим примером задает ошибочные убеждения и модели поведения ребенку, но и необъясненные отказы, излишняя строгость к ошибкам, отсутствие диалога с ребенком, необоснованные запреты, преподносят ребенку урок никчемности, несостоятельности, ненужности т.д.
Результатом является, стойкое ощущение своей неправоты, виновности, страха наказания и бессилия. Все это “красные кнопки”, подрывающие чувство собственного достоинства, ценность индивидуальности, способность к принятию решений, ответстенности, энтузиазму.
Формируется ощущение своей ничтожности, избегающий подход к жизни, формулы которого – “я не могу” и “мне нельзя”.
Подобные ошибки воспитания, могут дополнятся, или быть полностью сформированными так называемым феноменом гиперопеки.
В данном процессе происходит ограничение, и инфляция способностей личности ребенка, или взрослого человека.
Переходя от теории к практике, в терапии инфантилизма, я задаю вопрос: “что вы в действительности не можете ?” и обычно, после небольшого замешательства, чаще всего человек приходит к ответу: что все он может, но только все тот же “голос” из “прекрасного далека” ограничивает его, до сих пор, в самовыражении, реализации своих желаний и своих способностей.
А между тем человек не может быть талантливым во всем. Существует притча: о трех, пяти талантах данных человеку – не более ! Но наши родители, воспитатели, учителя, а потом и мы сами считаем себя должными быть успешными во всем, во всех дисциплинах. Это безумие которое снижает самоценность человека. В человеке заложены склонности, которые требуют развития. Склонность это предпочитаемое занятие которое приносит радость, вдохновляет, наполняя жизнь человека смыслом.
Раскрытый миру талант , делает человека сильным, востребованным, социализированным, успешным.
Рассуждая о причинах возникновения инфантилизма здорово обозначить и условия создающие здоровую зрелую личность:
1. принимая себя, как лучшую версию самого себя и так же поступая с другими мы становимся смелее свободнее и жизнерадостнее . “я такой/ая как надо”
2.важно быть внимательным к своим желаниям, развивать свои способности.
3. Принять ответственность только за себя, это значит жить так, как хочется вам, не вынуждая так жить других, без ложных ожиданий.
4. Заинтересоваться собой, вашими чувствами, мыслями, действиями. Рассуждайте и формируйте своё мнение.
5. Не ждите разрешения, позвольте себе принимать решения самостоятельно.
6. Верьте в себя, ставьте под сомнения критику в свой адрес даже если эта критика ваша собственная. защищайте себя
7. Поощряйте в себе деятельность, будьте благодарны себе, цените свои ошибки, т.е. опыт.
Словом, будьте сами себе мудрым, любящим родителем, добрым другом, рачительным хозяином своей жизни. Позвольте себе ежедневно узнавать себя, пробовать нечто новое, знакомиться с собой, открывая в себе новые грани своей личности, позвольте себе быть творцом своей жизни, признавая её уникальность в общем «Жить, а не существовать…
Психолог Ирина Севумян
Конт.тел: +7.911.195.3222