16 января состоится очередной концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Музыкальные путешествия».
Осенью слушатели вместе оркестрантами уже побывали во Франции эпохи арт-деко. Темным питерским декабрем проехались по солнечной Италии, хранящей наследие прошлых веков…
Ну, а первое путешествие в новом году СПб ГАСО предлагает совершить по музыкальной Германии - стране, которая в течение нескольких столетий задавала тон в симфонической музыке Западной Европы, где родились такие течения как: музыкальный классицизм, романтизм и экспрессионизм. Под сводами Дворца Белосельских-Белозерских прозвучат целых три увертюры! Прекрасное начало музыкального года, ведь само французское слово “overture” восходит к латинскому “apertura” (открытие, начало). Увертюрами издавна называют развернутые вступления к театральному спектаклю (опере, балету, драме) или инструментальной сюите. В XIX веке такое название получали и отдельные концертные симфонические пьесы, а еще век спустя увертюры появились в кино.
Откроет программу 16 января увертюра к опере «Геновева» Роберта Шумана. Великий романтик всю жизнь мечтал создать оперу. Его выбор пал на сюжет старинной легенды о Женевьеве Брабантской, оклеветанной отвергнутым поклонником, но доказавшей свою невиновность. Опера получилась малосценичной и исполняется редко, а вот драматичная увертюра включается в концертные программы.
Следом прозвучит «Именинная увертюра» титана мировой музыки Людвига ван Бетховена. Композитор создал 11 увертюр, образующих целую ветвь в его симфоническом творчестве. «Именинная» - первая из них, не связанная с театром. Композитор посвятил эту торжественную музыку тезоименитству императора Франца.
«Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса продолжит концерт. В 1879 году университет в Бреслау (ныне это Вроцлав) присудил Брамсу почетную степень доктора философских наук. В знак благодарности Брамс написал для университета увертюру на темы студенческих песен, которую назвал «Академической», а в пару к ней – другую, названную «Трагической». Слово «трагическая» здесь
нужно понимать, как знак принадлежности к искусству высокого классицизма.
А завершат программу концерта сочинения представителей позднеромантической немецкой школы, творивших на рубеже 19-20 веков. Кульминацией программы станет вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера в исполнении молодого петербургского баритона, лауреата нескольких Международных конкурсов вокалистов и оперных певцов, лауреата молодежной премии правительства Санкт - Петербурга, солиста Петербургского театра «Мюзик-холл» Тигрия Бажакина.
Ну, а возвращаться из музыкального путешествия по Германии мы будем под звуки концертной сюиты Рихарда Штрауса «Кавалер розы».
За дирижерским пультом – художественный руководитель СПб ГАСО, заслуженный артист России, маэстро Александр Титов.
Концерт состоится 16 января во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский пр. 41). Начало в 16.00 часов.