Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов
Государственный академический Мариинский театр
Фонд поддержки классического музыкального искусства F.E.S.
21 декабря, 19.00
Концертный зал Мариинского театра
А.В. Чайковский
Премьера
Опера «Милосердие» по пьесе Николая Рериха
Концертное исполнение
Симфонический оркестр Мариинского театра
дирижер – Михаил Татарников
В честь 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха 21 декабря 2024 в Концертном зале Мариинского театра состоится концертное исполнение оперы «Милосердие». В ее основу легла единственная пьеса художника и философа Николая Рериха, которую он написал после окончания Первой мировой войны в преддверии Октябрьской революции. Ровно через 100 лет, в 2017 году, в содружестве с петербургскими театрами наивное народное действо в семи картинах воссоздали в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов, а теперь пьеса нашла свое отражение и в музыкальном искусстве.
Написанный в духе древних мистерий философский трактат о борьбе знания и невежества за культуру планетарного масштаба претворил в оперное полотно Александр Владимирович Чайковский – советский и российский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии.
Музыкальный театр – одна из основных сфер интересов Чайковского. В его операх и балетах сочетаются драматические решения и современные сценические приемы. В инструментальной̆ музыке композитор много работает в жанре концерта, где обнаруживает индивидуальное отношение к солирующему инструменту и его противопоставлению оркестру. В партитуре «Милосердия» композитор усилил лирическую составляющую, создал уникальное, не имеющее аналогов произведение, в котором отражена непоколебимая вера великого гуманиста в торжество разума и света. Композитор подчеркнул, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст пьесы произвёл на него ошеломляющее впечатление.
«Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне и о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства. Приемы электронной музыки соединяются с атональной, традиционной и даже рок-музыкой», – рассказывает Александр Чайковский.
За пультом симфонического оркестра Мариинского театра один из самых ярких дирижеров современности – Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Сибирского Колизея – Новосибирского театра оперы и балета. Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в Большом театре «Лисеу» в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско. Дирижировал во многих зарубежных театрах, среди которых Ла Скала, Опера Бордо, Баварская государственная опера, «Комише Опер» Берлина, Национальная опера Бергена, австрийский театр «Ан дер Вин», Большой театр (Национальная опера) в Варшаве, Латвийская национальная опера, брюссельский Королевский театр «Ла Монне» и другие.
«Пьеса написана 100 лет назад, но при этом настолько актуальна сейчас, что может вывести многих людей к свету. Такой премьеры давно не было – предстоит сногсшибательное событие», – считает Татарников, дирижер и музыкальный руководитель проекта «Милосердие».
Авторы и продюсеры проекта – руководители Фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Татьяна Антоновская и Дмитрий Дедух, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
«Стать вдохновителем и участником столь грандиозного проекта – большая честь и колоссальная ответственность для Фонда F.E.S. В год 150-летия выдающегося представителя нашего народа «Милосердие» явится уникальным примером того, как с помощью музыки в судьбе Рериха рождается новое продолжение его философской мысли и сокровенной мечты», – уверен продюсер проекта Дмитрий Дедух.
«Победа над тьмой в битве за справедливость, мир, культуру, свет знания и истинные ценности, мощный рывок человечества в новую жизнь невозможен без высшего водительства, без посланного небом героя и царя духа. Именно он несёт с собой спасение, победу, суровую справедливость и высшее милосердие во имя будущего. “Милосердие” Рериха – об этом», – считает директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
Мировая премьера оперы «Милосердие» состоялась 18 апреля 2024 года в Москве, на сцене концертного зала «Зарядье», и была приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Как и в столице, в Мариинском театре петербургская премьера оперы Александра Чайковского будет дана в концертном исполнении в сопровождении видеоряда на основе картин Николая Рериха.
В концертном исполнении оперы «Милосердие» принимают участие:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Михаил Татарников
Хор F.E.S. под руководством Артема Хаматнурова
Режиссер Илья Устьянцев
Ассистент режиссера Анастасия Джиоева
Ответственный концертмейстер Анатолий Кузнецов
Действующие лица:
Гайятри, сын Солнца – Борис Степанов, тенор
Елена, девушка-Воин – Евгения Муравьёва, сопрано
Антоний, молодой человек – Глеб Перязев, баритон
Николаус, главный старейшина – Антон Перминов, бас
Давид – Роман Малаканов, тенор
Александер – Юрий Борщёв, баритон
Филарет – Даниил Падерин, бас-баритон
Пауль – Артём Савченко, баритон