Микрокосмос у наших ног
Весной и летом 2018 года Cirque du Soleil приоткроет для зрителей Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Тольятти, Екатеринбурга и Сочи дверь в миниатюрную вселенную, расположенную у наших ног, в увлекательный мир насекомых из шоу OVO. Российские гастроли шоу OVO стартуют в Санкт-Петербурге 28 апреля 2018 года.
Шоу OVO стало 25-й по счету постановкой Cirque du Soleil, премьера которой состоялась в 2009 году в Монреале, когда компания отмечала свое 25-летие. Cirque du Soleil искал идею для своего юбилейного шоу, и колония насекомых, заселивших его пеструю вселенную, оказалась идеальным воплощением концепции гармоничного сосуществования самых разнообразных видов. И хотя энтомологию мы редко воспринимаем как нечто элегантное, работа режиссера и хореографа Деборы Колкер смогла придать миру жуков и пауков изящество, обаяние и шарм. Зрители проживут целый день в колонии летучих, крайне любопытных, опасных и прекрасных обитателей мира OVO, чтобы вместе насладиться восходом солнца, ощутить радость полета, испытать чувство ненужности, преодолеть свои страхи и, наконец, влюбиться.
Название постановки в переводе с португальского языка означает «яйцо». Яйцо – один из древнейших символов жизни и рождения многих её форм, включая насекомых, населяющих вселенную шоу. Логотип шоу «скрывает» рыльце насекомого: две буквы «O» – это глаза, а средняя «V» – хоботок.
Из ниоткуда в мире насекомых появляется загадочное яйцо. Обитателей мира OVO охватывает ужас, смешанный со жгучим любопытством: откуда здесь взялся этот символ круговорота жизни, и какую истину он таит? В этот бурлящий мир прибывает неуклюжее и странное насекомое и немедленно влюбляется в роскошную божью коровку… И его чувство не остается без ответа. Тем самым OVO исследует не только тему природы, пластику насекомых и акробатику, но и идею принятия «инаковости», что так свойственно Cirque du Soleil, сотрудники которого представляют почти 50 стран и говорят на 25 языках.
Дебора Колкер, режиссер и хореограф: «OVO приоткрывает человеку мир насекомых, полный движения и цвета. Мой хореографический язык очень «анатомичен», поэтому мне легко переводить движения насекомых в эмоции. OVO опирается на мой опыт в танце, но еще и на мою любовь к музыке; на вдохновение, которое я получаю от спорта; на очарование, которое при желании можно обнаружить в каждом аспекте жизни. Я люблю работать н ад масштабными проектами и создавать нечто, оказывающее влияние на людей через энергию и радость на сцене».
Филипп Обертин, создатель акробатических номеров: «Я всегда придерживаюсь главного принципа – невозможны компромисс относительно безопасности артистов. Но я бы не хотел, чтобы они забывали о том, зачем люди приходят в цирк, и стремлюсь вывести номера на максимально возможный уровень еще на этапе создания».
Гигантские элементы сценографии – девятиметровый цветок, яйцо длиной в 8,5 метра, стена, которая служит проекционным экраном, «залитым» макроизображением миниатюрного леса – сбивают перспективу, и зритель по-настоящему ощущает себя крошечным муравьем – частью микромира, малозаметного из-за своих миниатюрных размеров, но бесконечно интересного и занимательного. Сценография, которую Гринго Кардия придумал для OVO, напоминает таинственное обиталище насекомых, наполненное природными цветами и звуками. «Мы в пещере или термитнике, - объясняет Гринго. - Художнику сложнее всего отобразить природную среду. Мне кажется, что правильней воспроизводить, нежели просто копировать; переносить формы и особенности природы со всеми ее изгибами и неровностями, чтобы увидеть мир глазами насекомых. Когда я придумываю сценографию, я думаю масштабно – вне зависимости от того, камерный это проект или грандиозная постановка. Я доволен, если, погрузившись в пространство спектакля, люди оказываются в другом измерении, которое воздействует на все их чувства сразу».
Художник по костюмам Лиз Вандаль отмечает: «Я исследовала техники, которые позволили бы изменить материал, чтобы он, скорее, напоминал о насекомых, нежели просто копировал их. Я изучаю линии, чтобы создать динамичный образ для тела и открыть его подлинную красоту».
Создавая саундтрек шоу OVO, Берна Сеппас комбинировал босса-нову, самбу, фанк и электронную музыку. Не трудно предположить, если композитор - бразилец, что в шоу многое построено на ритмах и перкуссии. Берна Сеппас добавил звуки, которые издают насекомые, прямо в музыкальную партитуру. Отдельным персонажам соответствуют определенные инструменты и музыкальные темы. В музыкальную группу
шоу входят восемь человек – барабанщик и по совместительству руководитель группы, басист, перкуссионист, скрипач, духовик, клавишник, гитарист и певица. Почти во всех шоу Cirque du Soleil музыка исполняется вживую. В отличие от мюзиклов, где артисты должны строго следовать партитуре, в шоу Cirque du Soleil музыканты подстраиваются под происходящее на сцене. По этой причине руководитель группы, музыканты, вокалисты и специалисты по звуку постоянно на связи друг с другом во время шоу.
Тим Беннетт, артистический директор шоу: «Шоу OVO придется по душе семейной аудитории. Его полюбят дети. Темы и смыслы шоу универсальны. Даже если вы уже не раз видели Cirque du Soleil, OVO познакомит вас с новыми гранями нашего творчества. Вы окунетесь в новую фантазию. Колония обаятельных насекомых OVO с нетерпением ждет встречи с российским зрителем, а наша команда – знакомства с Россией, ведь познание и сотрудничество объединяют нас».
«Впервые Cirque du Soleil привозит в Россию шоу, идеально подходящее для детей. Дети смогут получить удовольствие от игр персонажей, ярких красок, бразильской музыки и стремительной акробатики, а родители – в очередной раз насладиться величайшим уровнем мастерства, совершенством костюмов и живым музыкальным исполнением», - говорит Наталья Романова, генеральный директор Cirque du Soleil в России.
28 апреля – 5 мая
Ледовый дворец (пр.Пятилеток, 1)