20-21 ноября в петербургском театральном пространстве «Скороход» состоятся двухдневные гастроли московского плейбэк-театра «Новый Jazz». Плейбэк-театр – это актуальный жанр современного импровизационного театра, где спектакль, а точнее, перформанс, строится на историях, которые рассказывают сами зрители. У представления есть тема, но нет заранее известного сюжета. Зрители делятся любыми своими историями на тему, а артисты тут же отыгрывают их. Пропевают, протанцовывают, воплощают в разных форматах актерской импровизации, словом, возвращают публике, «play them back» (отсюда название жанра). «Новый Jazz» - старейшая в России труппа в этом достаточно молодом театральном жанре, основанная в 2007 году. В «Скороходе» они проведут два перформанса – про трудный возраст и про мосты. Москвичей пригласил в гости петербургский плейбэк-театр «13ТЕАТР», который выступил организатором гастролей. В Петербурге тоже есть свой плейбэк.
Каждый перформанс продолжается полтора часа и представляет собой набор из 10-12 театральных «короткометражек», спонтанно созданных на основе предложенных зрителями сюжетов. Специальный участник действа, кондактор (артист, который «дирижирует» перформансом), взаимодействует с залом, собирает истории и передает их труппе. Эти истории актеры воплощают в театральной либо же музыкальной импровизации – разыгрывают сцены, мгновенно слагают песни или инструментальную музыку.
- Театр имеет много разных жанров. Есть опера, балет, русский драматический театр, а есть импровизационный театр, есть плейбэк, - говорит один из создателей плейбэк-театра «Новый Jazz», актер, кондактор и педагог Юрий Журин, - Многие в России не знают этот жанр. Мы слишком избалованы нашим богатым и могучим драматическим театром. В нашем понимании актерская импровизация – это прием поиска образа режиссером и актером. А вообще это отдельный театральный жанр, которому более 50 лет. Он очень популярен в Европе и особенно Америке, где нет таких богатых и могучих театральных традиций. Это камерный театр, это откровенный театр, это театр соседей. Это театр, где на сцене такие же люди, которые говорят на таком же языке. Это театр, противоположный театру четвертой стены. Это театр маленького черного зала. Мы не претендуем на сцену Мариинки. Хотя мы играли и в МХТ, и были резидентами Центра Мейерхольда…
Плейбэк-театр придумал в 1975 году театровед и драматург Джонатан Фокс в рамках академического исследования театральной импровизации. Членами первой экспериментальной плейбэк-команды были студенты, преподаватели, соцработники и другие обитатели студенческого кампуса. За короткое время идея плейбэк-театра так вдохновила множество людей во всем мире, что в восьмидесятых свои плейбэк-сообщества появились в Австралии, Канаде, Великобритании, Германии, а еще через 20 лет - в 60 странах мира на всех континентах. В том числе и в России. В Петербурге действует несколько плейбэк-коллективов. Выступают они чаще всего на камерных площадках и имеют свою преданную аудиторию.
- Российские, региональные и городские плейбэк-команды взаимодействуют друг с другом, но совместные мероприятия театров происходят не часто. Есть конференции, фестивали и слеты. В повседневной практике совместные проекты театров проходят редко, - рассказывает один из создателей петербургского «13ТЕАТРа» и организатор гастролей театра «Новый Jazz» Тимофей Марков, - Мы решили пригласить в Петербург «Новый Jazz», чтобы рассказать не знакомым с плейбэком петербуржцам об этом уникальном виде импровизации через перформанс одного из старейших плейбэк-театров России. Планируем, что такой гастрольно-фестивальный формат нам удастся сделать хорошей петербургской традицией. Это не коммерческие гастроли. Все вырученные средства будут направлены на развитие плейбэк-театра в Петербурге и России.
Основная черта плейбэк-театра – его абсолютная демократичность. Рассказать свою историю может любой – не важно, исключительная она или обыденная, и насколько хорош рассказчик. Пройти специальное обучение и стать актером плейбэк-труппы, или как это еще называется, плейбэк-практиком, тоже может любой – вне зависимости от физических данных и наличия или отсутствия актерского образования.
- Плейбэк берет всех, у кого есть базовый навык эмпатии, - говорит Юрий Журин, - И кривых, и толстых, и красивых, и завистливых. И свои истории могут рассказать и зануды, и маньяки. Право голоса есть у всех, это про равенство. Этично или эстетично? Для плейбэка важно первое. Мы берем всех и обучаем чуткости и эмоциональному интеллекту, учим считывать эмоции и выражать их на сцене.
Приемы плейбэка успешно используются в психотерапии. В психодраматерапевтической практике они помогают пережить травмирующее событие, найти общий язык не понимающим друг друга людям и группам людей, найти выход в ситуации сложного выбора. Театр «Новый Jazz» проводил перфомансы для подростков, подвергающихся буллингу и мам паллиативных детей детского хосписа, Плейбэк-перформансы помогают трансформировать травмы людей, полученные от событий, произошедших не с ними, но затрагивающие их. Так, «Новый Jazz», совместно с петербургскими командами, играл спектакли на тему теракта в петербургском метро, помогал жителям Кемерово пережить трагедию в ТРЦ «Зимняя вишня».
И в Москве, и в Петербурге действуют школы плейбэка. По словам действующих плейбэк-педагогов, в последнее время среди обучающихся появилась новая категория людей – профессиональные актеры, которые чувствуют, что для современного зрителя и современного синтетического театра уже не хватает классического актерского мастерства. Нужна новая искренность.
20-21 ноября. Начало в 19.00
Пространство «СКОРОХОД» (Московский пр. 107, корп. 5)