С 1 по 26 октября в Санкт-Петербурге пройдет ХХХ Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».
Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», основанный в 1991 году, стал первым ежегодным международным театральным фестивалем в истории новой России. Сегодня фестиваль – один из крупнейших театральных форумов Европы. По оценке международных экспертов он входит в высшую группу театральных фестивалей, удостоен премии ЮНЕСКО (2008 год), также является базовым фестивалем Международной Ассоциации театральных критиков. В 2011 году за создание и организацию ХХ Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» творческая группа фестиваля была удостоена Премии Правительства Санкт-Петербурга за достижения в области просветительской деятельности.
История «Балтийского дома» – это летопись современного европейского и российского театра, включающая все основные векторы его развития. В свой юбилей фестиваль пройдет под девизом «НеТрадиционный сбор» и будет посвящен уникальной и многогранной профессии режиссера. Его гостями станут театры из Москвы и Екатеринбурга, а также театральные коллективы из зарубежных стран, чьи спектакли зрители смогут увидеть в онлайн формате.
Открывает фестиваль один из самых популярных спектаклей Москвы «Онегин-Блюз» (Театральное агентство «Арт-партнер XXI»). 1 октября зрители увидят сценическую версию известного произведения в постановке Михаила Цитриняка, в которой гармонично слились воедино классический текст Пушкина в исполнении Алексея Гуськова, завораживающая музыка струнного квартета и экспрессивное соло на саксофоне виртуозного Игоря Бутмана.
2 октября – мюзикл «Скрипач на крыше» в постановке Льва Рахлина. В главных ролях – народный артист России Игорь Скляр и заслуженная артистка России Дарья Юргенс.
6 октября «Великий пожар» - проект Гете-Института в Санкт-Петербурге. Спектакль «Великий пожар» – результат сотворчества пианиста Петра Лаула, актрисы Марии Лопатиной, режиссера Олега Ерёмина и куратора Марии Слоевой. Немецкое искусство послужило источником вдохновения для создателей спектакля. В 2020 году в рамках «BRECHT FESTIVAL» в Аугсбурге (Германия) Олег Ерёмин выпустил спектакль «Горации и куриации» по произведению Б. Брехта. Мария Слоева записала для виртуального журнала Гёте-Института KULTURCAFÉ серию ютуб-выпусков о современной немецкой драматургии Один из самых заметных и разносторонних пианистов России Петр Лаул исполнил весь цикл из 32 сонат
Бетховена в Московской консерватории и Петербургской филармонии. Во время пандемии он закончил текст книги про сонаты Бетховена.
13 октября Центр драматургии и режиссуры представляет спектакль «Мама». Звезда театра и кино народная артистка России Елена Яковлева в спектакле известного режиссера Владимира Панкова. «Мама» – откровенный рассказ о взрослении девушки, потерявшей мать. Четыре актрисы, четыре образа – маленькая девочка, девушка, женщина и бабушка – помогают зрителям увидеть ее историю. Историю, в которой, несмотря на все события, главная героиня не озлобилась, и продолжает вопреки всему верить в любовь.
14 октября «Оптимистическая трагедия» в постановке Николая Коляды. Что стало с Россией за сто лет, прошедших после революции 1917 года? За что сражались герои этой революции, и что стало с их потомками, со всеми нами? На эти вопросы старается ответить режиссер Николай Коляда в спектакле по произведению «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Пьеса - живая, сегодняшняя, современная. Она о тех, кто захотел изменить жизнь, построить новое светлое будущее, не жалея себя, умирая за идею.
15 октября праздник для любителей Коляда-театра продолжается. На Малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» спектакль «Раскольников». Знаменитый роман Достоевского вместе с режиссером Николаем Колядой представят трое молодых актеров «Коляда-Театра», которые мгновенно преображаются то в Лужина, то в старуху-процентщицу, то в Порфирия Петровича, то в других персонажей романа.
17 октября «Дорогая Елена Сергеевна». Спектакль Российского государственного театра «Сатирикон» им.А.Райкина. В спектакле режиссера Владимира Жукова рассказывается история о современных молодых людях, чей цинизм не знает границ. Старшеклассники нагрянули в квартиру своей учительницы за ключом от сейфа, чтобы подменить плохо написанные экзаменационные работы. Но услышали непреклонное «нет». Спектакль пройдет на основной сцене Молодежного театра на Фонтанке.
18 октября «Мой внук Вениамин» по пьесе Л.Улицкой. Режиссер – Марфа Горвиц. В главной роли – народная артистка России Лия Ахеджакова.
20 октября «Безприданница» - совместный проект продюсера Леонида Робермана и Лаборатории Дмитрия Крымова в театре «Школа драматического искусства» (Москва, Россия). Трагическая история любовного треугольника, рассказанная А.Н. Островским, известна многим со школьной скамьи. Все девушки мечтают выйти замуж по любви, но не удается это даже королям, что уж говорить о девушке из обедневшей семьи. Вечная борьба чувств и прагматизма, сердца и разума, собственных желаний и требований общества… В центре «Безприданницы» известного режиссера и художника Дмитрия Крымова – «русская Кармен», только окружена она не романтическими тореадорами и нарушающими воинский устав солдатами, а строго иерархической и жестокой командой деловых людей.
22 октября Российский академический молодежный театр (Москва) представляет спектакль «Ромео и Джульетта». В спектакле Евгения Перегудова самая известная пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта» избавлена от обычных примет love-story. Здесь нет ни пышных костюмов, ни пылких признаний, мир расщеплен ненавистью и, в общем-то, давно безразличен к влюбленным. В каждой семье – свой внутренний ад, не менее важный для исхода трагедии, чем внешняя вражда Монтекки и Капулетти. Среди такой тотальной ненависти, где несчастных людей много больше, чем двое влюбленных, трагедия Шекспира звучит как семейная хроника, и жесткий шероховатый язык перевода Осии Сороки лишь усиливает это звучание.
23 октября на основной сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова – спектакль «Джульетта». Режиссеры – Эне-Лийс Семпер, Тийт Оясоо. Это история о том, как в театре готовится к постановке спектакль «Ромео и Джульетта» по трагедии Уильяма Шекспира. Молодая девушка, выпускница театрального института (Муся Тотибадзе), впервые попадает в профессиональный театр — в новой постановке ей предстоит сыграть Джульетту. Еще в процессе репетиций начинающая актриса очаровывает окружающих, ее искренность и непосредственность трогают до глубины души, партнеры по сцене влюбляются в нее... Постепенно отношения, давно выстроенные в труппе, тесно переплетаются с отношениями между героями трагедии Шекспира. Вскоре Джульетта перестает понимать, по-прежнему ли она любит своего молодого человека (Геннадий Блинов), или это чувство уступило место страсти, вспыхнувшей к Ромео (Иван Федорук), ее партнеру по сцене? Как на самом деле относятся к ней люди в театре? Почему они, недавно нежные и понимающие, вдруг становятся жестоки и непримиримы? С каждым днем грань между реальностью и театром для Джульетты размывается все больше и больше, пока не становится практически неразличимой...
24 октября «Все тут». Московский театр «Школа современной пьесы» (Россия). Режиссер – Дмитрий Крымов. Основой спектакля стали воспоминания режиссера о своем прошлом, события из жизни его семьи, а прототипами действующих лиц реальные люди – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, театральный критик Наталья Крымова, завлит театра на Малой Бронной Нонна Скегина, сам Дмитрий Крымов.
Завершится фестиваль 26 октября спектаклем «Фаина. Эшелон» в постановке Иосифа Райхельгауза. Заслуженная артистка России Елена Санаева, известная всем поколениям зрителей по роли Лисы Алисы, учительницы в культовом фильме Ролана Быкова «Чучело» и множеству других ролей в театре и кино, прочла книгу Фаины Райхельгауз просто для себя. После чего объявила: «Я бы хотела это сыграть». Впрочем, «сыграть» — неточное слово. Естественность, безусловность, буквальность – вот принцип существования Елены Санаевой в этом спектакле. Героиня занята простым делом. И одновременно сакральным. Она варит борщ. Варит борщ и начинает свой рассказ.
В дни фестиваля пройдут выставки работ фотохудожника Владимира Луповского и театрального фотографа, сотрудника Театра-фестиваля «Балтийский дом» Натальи Кореновской, которые запечатлели не только лица участников и гостей «Балтийского дома», но саму театральную стихию последнего десятилетия и дух фестиваля.
Программа фестиваля на сайте https://baltic-house.ru/festivali-i-proekty/page/?festivals=265